Экспортерам плодоовощной продукции предоставляются новые возможности. Что изменится?
Согласно источникам Kun.uz, обсуждается проект постановления президента Узбекистана «О дополнительных мерах по дальнейшему развитию экспортного потенциала Республики Узбекистан и поддержке отечественных экспортеров плодоовощной продукции».
В проекте постановления отмечается, что в экспортной деятельности наблюдаются ряд проблем. В частности, это наличие запрета для хозяйствующих субъектов осуществлять экспорт свежей плодоовощной продукции без предварительной оплаты, а также несовершенство действующего порядка ценообразования.
Кроме этого, не налажена процедура сертификации на соответствие требованиям стандарта «Global GAP» на свежую плодоовощную продукцию для осуществления ее экспорта в страны дального зарубежья.
Для справки: Global G.A.P. (G.A.P. — Good Agricultural Practice) — это программа, которую предложили сети розничной торговли в Европе с целью обеспечения безопасного производства продуктов питания и декоративных растений. Главной задачей программы стало обеспечение клиентов торговых сетей качественной продукцией, которая не наносит вреда здоровью и окружающей среде.
Цель стандарта заключается в минимизации рисков сельскохозяйственного производства путем отслеживания всего производственного цикла. Поскольку система контроля качества и безопасности продукции, которая применялась ранее, оказалась недостаточно эффективной, была разработана новая — направлена на сертификацию не конечного продукта, а собственно технологии производства. Надлежащая сельскохозяйственная практика (GAP), — это создание условий, исключающих возможность накопления продукцией вредных веществ химического происхождения, а также предупреждают механическое и микробиологическое загрязнение. Таким образом, сертификация GlobalGAP является гарантией того, что конкретный продукт полученный при жестком соблюдении всех рекомендаций и требований.
Для разработки стандарту GlobalGAP была использована система НАССР (Hazard Analysis and Critical Control Point — анализ рисков и критических контрольных точек), разработанная в середине ХХ века.
В целях решения вышеуказанных проблем, при Министерстве внешней торговли образуется специальная межведомственная комиссия по содействию экспорту плодоовощной продукции. Комиссия будет оказывать содействие предпринимателям в осуществлении экспорта свежей и переработанной плодоовощной продукции, а также решать возникающие проблемы.
Комиссия на системной основе будет изучать конъюнктуры цен на свежую и переработанную плодоовощной продукцию на внешних и внутренних рынках. Отмечается, что «рекомендуемые экспортные цены» будут публиковаться не реже одного раза в неделю на сайте министерства.
Согласно проекту постановления, цены будут формироваться методом вычисления рекомендуемых экспортных цен на условиях поставки FCA с использованием метода обратного расчета (Netback) от цен, сформированных на внешних рынках сбыта.
Метод обратного расчета (Netback) рекомендуется применять, когда количество пунктов отгрузки товара, а также и количество направлений экспортных поставок относительно невелико. Данный способ предполагает, что «справедливая» цена для потребителей может быть определена с помощью цены на тот же товар на сопоставимом (например, мировом) рынке с развитой конкурентной средой, при наличии независимых биржевых индикаторов цен для такого рынка.
После определения «базовой» цены, из нее необходимо вычесть все издержки, связанные с доставкой товара на мировой рынок (т.е. усредненный уровень транспортных и логистических затрат, таможенные пошлины и проч.).
В целом, метод обратного отсчета подразумевает, что «справедливая» цена для потребителей – это цена поставки экспортерами на некий единый мировой рынок по мировой цене, но за вычетом соответствующих логистических и таможенных расходов.
При этом, допускается снижение цен на экспортируемую плодоовощную продукцию в зависимости от качества (сорта) товара и рынков сбыта в пределах не более 20%.
С 1 мая текущего года, предпринимателям предоставляется право осуществлять экспорт свежей плодоовощной продукции при получении 100% предварительной оплаты или открытия банковского аккредитива, или оформления гарантии иностранного банка либо наличии полиса страхования экспортных контрактов от политических и коммерческих рисков.
Интересный факт, что экспортировать фрукты и овощи можно и без предварительной оплаты. Но, для этого предприниматели должны экспортировать товары только в те компании, которые перечислены в специальном списке Кабинета Министров Узбекистана.
Новости по теме
09:58 / 16.06.2020
Узбекистан рекордно нарастил прямой экспорт плодоовощной продукции в Россию
10:47 / 14.12.2019
Узбекистан в 2020 году существенно расширит площади плодоовощных кластеров
12:50 / 19.11.2019
Утверждена концепция государственной политики в сфере межнациональных отношений
16:27 / 10.11.2019