Экономика | 11:27 / 05.06.2018
1990
4 минут чтения

Reuters: нехватка денег в Туркмении бьет по зарубежным компаниям

Фото: REUTERS/Stringer

Ряд зарубежных компаний в Туркмении испытывают сложности с продажами и получением средств из-за роста экономического давления, который в основном связан с резким падением объема жизненно экспорта газа, сообщает Reuters.

Помимо официальной статистики на стабильный рост не указывают практически никакие экономические данные, и некоторые зарубежные топ-менеджеры говорят, что нехватка твердой валюты бьет по экономике, где преобладает государственный сектор.
Туркмения, имеющая четвертые по величине в мире запасы газа, продолжает заключать контракты с зарубежными и местными компаниями, но некоторые проекты застопорились, и Международный валютный фонд говорит, что страна должна сократить расходы или девальвировать свою валюту, манат.

«У правительства заканчиваются финансовые ресурсы, и оно не платит за завершенные контракты, не говоря уже про возможность заплатить за новые», – сказал Огузхан Чакироглу, член правления Cakiroglu Grup, турецкой металлургической и строительной компании, которая прекратила операции в Туркмении.

Проблемы Ашхабада начались в 2016 году, когда Россия, основной покупатель туркменского газа, прекратила закупки, сославшись на споры в отношении ценообразования и изменения на мировом энергетическом рынке.
Экспорт в Китай не смог компенсировать потери из-за прекращения поставок в Россию, и общая экспортная выручка Туркмении в 2016-2017 годах упала до $8,0-8,5 миллиарда, примерно вполовину по сравнению с тем, что страна получала в период между 2000-м и 2014-м годами.

В ответ правительство президента Гурбангулы Бердымухамедова начало постепенно ужесточать валютное регулирование, чтобы сохранить твердую валюту для приоритетных проектов.

Курс маната на черном рынке упал до 17-18 за доллар с 13-14 в начале текущего года и 7 - в конце 2016-го. Официальный курс валюты составляет 3,5 маната за доллар.

Местные частные компании, в том числе импортеры потребительских товаров, получают лишь небольшую часть тех долларов, которые запрашивают, говорят туркменские предприниматели. По словам Чакироглу, правительство также испытывает трудности с выплатами зарубежным подрядчикам.

«Власти не платят компаниям более трех лет, и это еще больше усугубляет проблемы на рынке, при этом нехватка долларов приводит к тому, что цены на черном рынке в три-четыре раза превышают официальный курс», – сказал он.
Он отказался сказать, какие причины правительство называет в качестве объяснения задержки выплат.

Еще один турецкий подрядчик, Polimeks, который в 2016 году завершил строительство воздушного терминала в Ашхабаде на сумму $2,3 миллиарда, прекратил работу над автотрассой, которая должна соединить столицу с морским портом Туркменбаши.
Polimeks отказалась прокомментировать отношения с Туркменией, которая с тех пор не делала официальных заявлений о проекте автотрассы. Министерство иностранных дел страны и посольство Туркмении в Анкаре не ответили на вопросы о долгах правительства перед зарубежными компаниями.

Вместо данных об инвестициях, как в случае с другими странами, на странице, посвященной Туркмении, на сайте турецкого министерства экономики написан текст, больше напоминающий предупреждение.

Препятствиями для зарубежных инвестиций являются такие риски, как «проведение налоговых аудитов в виде незапланированных рейдов», отказы в визах и «экспроприация ряда инвестиций, сделанных за прошедшие годы», говорится на сайте.

По данным министерства, Туркмения регулярно задерживает платежи турецким подрядчикам, и у них возникают трудности с переводом валюты со своих банковских счетов.

Новости по теме