23:32 / 20.06.2018
4641

Реформирование органов ЗАГС в Узбекистане: ещё один шаг против бюрократизма и коррупции

Фото: Flickr

Систему органов записи актов гражданского состояния (ЗАГС) по праву можно назвать одной из самых социально значимых. Орган оказывает государственные услуги по регистрации таких важнейших событий, как рождение, смерть, вступление в брак, расторжение брака. Работа органа связана не только с социальными задачами, но и с правовыми, что естественно расширяет зону ответственности ЗАГС в государственной системе. Исходя, из Постановления Президента Узбекистана Ш.М.Мирзиёева, от 12 июня 2018 года (№ПП-3785) «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы записи актов гражданского состояния», в системе существуют недостатки, препятствующие качественному оказанию услуг. Итак, разбираемся в причинах модернизации и в нововведениях.

Нужно что–то менять. В соответствии, с вышеуказанным Постановлением Президента Узбекистана, в системе есть ряд проблем и недостатков, которые не позволяют эффективно решать задачи органа: отсутствие чёткого разграничения функций и задач органа, низкий уровень внедрения и использования инновационных технологий, бумажный документооборот, затяжные процессы выдачи документов и как следствие, образование очередей. Нельзя не отметить, что все эти факторы очень актуальны. Временные проволочки, затяжные процессы выдачи документов и регистрации, ожидание в очередях, всё это делает услуги ЗАГС некомфортными для населения, а в отдельных случаях приводят к явным фактам коррупции и бюрократизма. Особо стоит отметить проблемы населения, которое живет в отдаленных районах и прибытие в ЗАГС является для них проблемой. Это определяется отсутствием практики « выездного ЗАГСА».

Фото: Fotolia

Граждане должны знать. Причины проблем, связанных с регистрацией и мониторингом связаны не только с недостатками внутри системы, но и в не её. ЗАГС орган социальный, поэтому качество работы механизма зависит и от граждан. Это так называемый фактор « правовой безграмотности». В иных случаях это приводит к тому, что появляются так называемые « неучтённые единицы». Например, случаи, когда факт рождения ребёнка остается без регистрации. Это в свою очередь, будет создавать массу проблем при реализации конституционных прав ребёнка. В этом случае, реформа определяет обязательное выявление незарегистрированных детей.

Что нового? Ещё в апреле текущего года Президентом Узбекистана был подписан Указ (№УП-54-15) «О мерах по коренному совершенствованию деятельности органов и учреждений юстиции в реализации государственной правовой политики» в котором и была определена дата изменений в работе органов ЗАГС и основные задачи модернизации. Итак, с 1 июля 2018 года органы ЗАГС передаются в ведение хокимиятов районов и городов. Хокимы будут осуществлять общее руководство деятельностью ЗАГС и домов бракосочетания.

«Единый электронный архив ЗАГС». До 1 января 2019 года будет внедрена система учета женщин фертильного возраста (контроль ведения всей беременности до рождения ребёнка). С 1 января 2019 года будет внедряться система единого порядка выдачи унифицированной электронной справки о рождении и смерти с уникальным кодом (идентификатор). Процесс оцифровки записей и формирование единого электронного архивного фонда в органах ЗАГС будет происходить до 1 января 2022 г.

Фото: iStock

Отменяются пошлины. С 1 июля 2018 года гражданам не нужно будет платить государственную пошлину в следующих ситуациях:

-нотариальное удостоверение брачного договора;

-нотариальное удостоверение соглашения об уплате алиментов;

- судебное заявление (иск) по установлению факта отцовства, материнства и времени рождения ребёнка.

Реформирование социально значимых систем, это всегда масштабный процесс с целым комплексом задач. Модернизация органов ЗАГС не является исключением. Оказывая услуги населению, система должна быть максимально удобной, инновационной и прозрачной. «Прозрачность»- это один из главных факторов в борьбе с бюрократией и коррупционной составляющей, а инновации сделают систему социально комфортной.

Top