Национальная проблема: нет систем поддержки — нет инноваторов, нет инноваторов — нет нововведений
В современных условиях глобальной инновационной конкуренции как никогда ранее все более усиливается значение человеческого капитала как важнейшего драйвера инновационного развития, основного фактора, определяющего уровень международной конкурентоспособности страны.
При этом глобальные вызовы предъявляют принципиально новые требования к особенностям формирования человеческого капитала и его качеству. На первый план выходит творческий элемент не просто накопление новых знаний и навыков в процессе трудовой деятельности, но умение их творчески применить, то есть вырабатывать новые ноу-хау.
Для обеспечения инновационного прорыва страна должна иметь качественную систему образования на всех уровнях, пишется в проекте указа президента.
В этой связи необходимо выделить существующий комплекс проблем, отрицательно влияющих на уровень и качество человеческого капитала.
Например, низкий уровень охвата дошкольным образованием имеет негативные долгосрочные последствия. Дошкольное образование, как известно, играет важную роль в развитии детей, являясь необходимым этапом для формирования навыков социальной интеграции, личного и творческого развития, которые создают фундамент будущего образования и карьеры. В 2017 году в стране детскими садами было охвачено лишь около 30% детей дошкольного возраста.
Более того, Узбекистан в настоящее время не принимает участие в международных программах, по оценке качества образования. Глобальные рейтинги, мониторинги знаний школьников поддерживают здоровую конкуренцию среди стран и способствуют совершенствованию образовательной политики. Результат международного рейтинга по оценке качества образования PISA (Programme for International Student Assessment), проводимый Организацией экономического сотрудничества и развития (OECD) с 2000 года является одним из 81 индикаторов Глобального индекса инноваций и его отсутствие влияет на снижение общего уровня индекса.
В Узбекистане достаточно низкий уровень охвата высшим образованием. Охват населения студенческого возраста системой высшего образования в Узбекистане составляет около 9,5% и это является низким по региональным и международным меркам, резко контрастируя с положением на начальном и среднем уровне образовательной системы, в которых обеспечен практически стопроцентный охват населения. Если общемировой тенденцией является повышение охвата населения высшим образованием, в Узбекистане наблюдается обратный процесс: сокращение в течение последних 25 лет на 9%. (Для сравнения охват высшим образованием в Республике Корея составляет 95%, в Китае – 39%, в России – 79%, в Казахстане – 46%).
Серьезной проблемой является несоответствие системы образования потребностям экономики. Согласно исследованию Всемирного банка, 35% компаний Узбекистана сталкиваются с трудностями при поиске квалифицированных специалистов с высшим образованием. Данный дефицит достигает почти 50% на промышленных предприятиях. Основной причиной затруднения, как сообщают работодатели, является «недостаточное количество специалистов» на рынке труда. В настоящее время рынок труда предъявляет достаточно высокие требования к уровню подготовки специалистов, обладающих широким спектром как профессиональных, так и личностных компетенций, что требует кардинальных мер по реформированию высшего образования Республики Узбекистан.
Слабое взаимодействие между высшей школой и бизнесом также является проблемой. Низкий уровень охвата высшим образованием, качество полученных компетенций и навыков и недостаточный уровень их соответствия требованиям инновационного развития, слабая взаимосвязь между работодателями, реальным сектором и бизнесом сдерживают возможности внедрения инноваций и адаптации новых технологий.
Кроме этого сохраняется низкий уровень использования информационных технологий как с точки зрения расширения доступа, так и с точки зрения использования новых методик обучения. Широкое использование средства ИКТ позволит с гораздо большей гибкостью, меньшими затратами выбирать курсы для обучения, осваивать содержание соответствующих специальностей, предоставляемых высшим образованием. Недостаточный уровень научного потенциала педагогов, работающих в высшей школе.
В Узбекистане в структуре педагогического состава доля кадров высшей квалификации (кандидатов и докторов наук) составляет лишь 37,9%, остальные 62,1% – это преподаватели, не имеющие ученых степеней. Тенденцией последних лет является старение научно-педагогических кадров, имеющих ученые степени и звания при одновременном сокращении притока молодежи. Педагоги пред пенсионного и пенсионного возраста составляют 31,3% от общего числа специалистов высшей квалификации.
В целях совершенствования системы образования и развития человеческого капитала предлагается:
1.Формирование высококвалифицированных педагогов и специалистов, рост доли (уровня) педагогов и воспитателей с высшим образованием.
2.Поэтапное обеспечение полного охвата детей дошкольным образованием за счет создания в республике сети, конкурирующих между собой государственных и негосударственных дошкольных образовательных учреждений.
3.Повышение статуса учителя, внедрение гибкой системы оплаты труда в зависимости от результатов деятельности учителя, освобождение времени для основной работы за счёт снижение бюрократической нагрузки.
4.Обеспечение участия Узбекистана в международных сравнительных исследованиях по оценке качества образования: международная программа по оценке образовательных достижений 15-16 - летних учащихся (PISA- оценка математической грамотности и грамотности чтения и естествознания 15-16 - летних учащихся), оценка математической и естественнонаучной грамотности учащихся 4 и 8-х классов (TIMSS), международное исследование «Изучение качества чтения и понимание текста» (PIRLS).
5.Кардинальное улучшение качества обучения посредством внедрения современных образовательных программ, современных педагогических и smart технологий в учебно-воспитательный процесс (формирование электронных он-модулей и программ дистанционного обучения).
6.Развитие инклюзивного образования в целях обеспечения условий для равного доступа к обучению и воспитанию детей с инвалидностью, включая: создание «безбарьерной среды» путем установления подъемных устройств, пандусов, специальных приспособлений в санитарных комнатах, оснащения поручнями, специальными партами, столами и др. специальными компенсаторными средствами; создание программ интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями; обеспечение соответствующим кадровым потенциалом (педагоги-дефектологи, специалисты по психолого-педагогическому сопровождению детей).
7.Внедрение национальной системы оценки качества образования и его влияния на уровень инновационного развития страны на основе проведения систематического мониторинга результатов образовательного процесса на региональном и национальном уровнях.
8.Внедрение инновационной, полиязычной модели образования: создание школ, предоставляющих образование на трех языках в качестве экспериментальных площадок полиязычной модели образования.
9.Организация краткосрочного обучения в профессиональных колледжах для категории молодежи, нуждающейся в переподготовке с учетом меняющихся тенденций рынка труда.
10.Повышение охвата высшим образованием в целях роста уровня конкурентоспособных кадров посредством увеличения числа ВУЗов, включая филиалы зарубежных и отечественных ВУЗов, негосударственные ВУЗы, в том числе путём предоставления вузам возможности самостоятельно определять квоты па приём студентов в вузы, исходя из, в том числе, мощности вузов и потребности реального сектора экономики в кадрах.
11.Разрешения абитуриентам иметь возможность поступления в несколько вузов.
12.Расширение возможностей доступа к высшему образованию посредством дистанционного обучения.
13.Увеличение доли студентов по направлениям естественных и технических наук.
14.Усиление исследовательской компоненты высшей школы на основе поддержки наиболее активных научных школ ВУЗов, выбранных по критериям: число опубликованных научных статей, индекс цитируемости, участие в международных конференциях и семинарах, количество полученных патентов.
15.Создание Форсайт центров в ведущих вузах как отдельного звена системы прогнозирования развития инновационной деятельности в целях разработки предложений по сценариям отраслевой и региональной экономики.
16.Создание научно-прикладных платформ на базе вузов как действующий механизм, интеграции бизнеса, науки, образования и государства для реализации инновационных разработок и долгосрочных НИОКР.
17.Создание и развитие сети трансфера технологий, как новой формы партнерства вузов и бизнеса, площадки, обеспечивающей создание, распространение и внедрение инноваций.
18.Развитие системы непрерывного «образования для взрослых» в целях роста профессионального потенциала людей всех возрастов – дополнительное профессиональное образование, переподготовка, личностное развитие, посредством активизации внутрифирменного образования через предоставления налоговых льгот и поддержки частно-государственного партнерства в форме софинансирования услуг, оказываемых образовательными организациями.
19.Укрепление взаимосвязей отечественных вузов, НИИ и ОКБ с зарубежными партнёрами, участие в международных программах по стажировке студентов и ученых. Расширение программы фондов и стипендий по обучению студентов в зарубежных вузах (по аналогии с Фондом «Умид»).
Новости по теме
08:37 / 18.10.2024
В Узбекистане расходы на образование и здравоохранение увеличат на 20%
15:20 / 17.10.2024
«Здесь на первом месте жажда знаний учащегося» — студент Нью-Йоркского университета из Узбекистана
16:03 / 30.09.2024
«Зарплата учителей в размере 1 тыс. долларов становится реальностью» - Мирзиёев
15:26 / 30.09.2024