Узбекистан | 21:11 / 12.07.2018
2428
9 минут чтения

Национальная проблема: нет систем поддержки — нет инноваторов, нет инноваторов — нет нововведений

В современных условиях глобальной инновационной конкуренции как никогда ранее все более усиливается значение человеческого капитала как важнейшего драйвера инновационного развития, основного фактора, определяющего уровень международной конкурентоспособности страны.

Фото: Pixabay

При этом глобальные вызовы предъявляют принципиально новые требования к особенностям формирования человеческого капитала и его качеству. На первый план выходит творческий элемент не просто накопление новых знаний и навыков в процессе трудовой деятельности, но умение их творчески применить, то есть вырабатывать новые ноу-хау.

Для обеспечения инновационного прорыва страна должна иметь качественную систему образования на всех уровнях, пишется в проекте указа президента.

В этой связи необходимо выделить существующий комплекс проблем, отрицательно влияющих на уровень и качество человеческого капитала.

Например, низкий уровень охвата дошкольным образованием имеет негативные долгосрочные последствия. Дошкольное образование, как известно, играет важную роль в развитии детей, являясь необходимым этапом для формирования навыков социальной интеграции, личного и творческого развития, которые создают фундамент будущего образования и карьеры. В 2017 году в стране детскими садами было охвачено лишь около 30% детей дошкольного возраста.

Более того, Узбекистан в настоящее время не принимает участие в международных программах, по оценке качества образования. Глобальные рейтинги, мониторинги знаний школьников поддерживают здоровую конкуренцию среди стран и способствуют совершенствованию образовательной политики. Результат международного рейтинга по оценке качества образования PISA (Programme for International Student Assessment), проводимый Организацией экономического сотрудничества и развития (OECD) с 2000 года является одним из 81 индикаторов Глобального индекса инноваций и его отсутствие влияет на снижение общего уровня индекса.

В Узбекистане достаточно низкий уровень охвата высшим образованием. Охват населения студенческого возраста системой высшего образования в Узбекистане составляет около 9,5% и это является низким по региональным и международным меркам, резко контрастируя с положением на начальном и среднем уровне образовательной системы, в которых обеспечен практически стопроцентный охват населения. Если общемировой тенденцией является повышение охвата населения высшим образованием, в Узбекистане наблюдается обратный процесс: сокращение в течение последних 25 лет на 9%. (Для сравнения охват высшим образованием в Республике Корея составляет 95%, в Китае – 39%, в России – 79%, в Казахстане – 46%).

Серьезной проблемой является несоответствие системы образования потребностям экономики. Согласно исследованию Всемирного банка, 35% компаний Узбекистана сталкиваются с трудностями при поиске квалифицированных специалистов с высшим образованием. Данный дефицит достигает почти 50% на промышленных предприятиях. Основной причиной затруднения, как сообщают работодатели, является «недостаточное количество специалистов» на рынке труда. В настоящее время рынок труда предъявляет достаточно высокие требования к уровню подготовки специалистов, обладающих широким спектром как профессиональных, так и личностных компетенций, что требует кардинальных мер по реформированию высшего образования Республики Узбекистан.

Слабое взаимодействие между высшей школой и бизнесом также является проблемой. Низкий уровень охвата высшим образованием, качество полученных компетенций и навыков и недостаточный уровень их соответствия требованиям инновационного развития, слабая взаимосвязь между работодателями, реальным сектором и бизнесом сдерживают возможности внедрения инноваций и адаптации новых технологий.

Кроме этого сохраняется низкий уровень использования информационных технологий как с точки зрения расширения доступа, так и с точки зрения использования новых методик обучения. Широкое использование средства ИКТ позволит с гораздо большей гибкостью, меньшими затратами выбирать курсы для обучения, осваивать содержание соответствующих специальностей, предоставляемых высшим образованием. Недостаточный уровень научного потенциала педагогов, работающих в высшей школе.

В Узбекистане в структуре педагогического состава доля кадров высшей квалификации (кандидатов и докторов наук) составляет лишь 37,9%, остальные 62,1% – это преподаватели, не имеющие ученых степеней. Тенденцией последних лет является старение научно-педагогических кадров, имеющих ученые степени и звания при одновременном сокращении притока молодежи. Педагоги пред пенсионного и пенсионного возраста составляют 31,3% от общего числа специалистов высшей квалификации.

В целях совершенствования системы образования и развития человеческого капитала предлагается:

1.Формирование высококвалифицированных педагогов и специалистов, рост доли (уровня) педагогов и воспитателей с высшим образованием.

2.Поэтапное обеспечение полного охвата детей дошкольным образованием за счет создания в республике сети, конкурирующих между собой государственных и негосударственных дошкольных образовательных учреждений.

3.Повышение статуса учителя, внедрение гибкой системы оплаты труда в зависимости от результатов деятельности учителя, освобождение времени для основной работы за счёт снижение бюрократической нагрузки.

4.Обеспечение участия Узбекистана в международных сравнительных исследованиях по оценке качества образования: международная программа по оценке образовательных достижений 15-16 - летних учащихся (PISA- оценка математической грамотности и грамотности чтения и естествознания 15-16 - летних учащихся), оценка математической и естественнонаучной грамотности учащихся 4 и 8-х классов (TIMSS), международное исследование «Изучение качества чтения и понимание текста» (PIRLS).

5.Кардинальное улучшение качества обучения посредством внедрения современных образовательных программ, современных педагогических и smart технологий в учебно-воспитательный процесс (формирование электронных он-модулей и программ дистанционного обучения).

6.Развитие инклюзивного образования в целях обеспечения условий для равного доступа к обучению и воспитанию детей с инвалидностью, включая: создание «безбарьерной среды» путем установления подъемных устройств, пандусов, специальных приспособлений в санитарных комнатах, оснащения поручнями, специальными партами, столами и др. специальными компенсаторными средствами; создание программ интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями; обеспечение соответствующим кадровым потенциалом (педагоги-дефектологи, специалисты по психолого-педагогическому сопровождению детей).

7.Внедрение национальной системы оценки качества образования и его влияния на уровень инновационного развития страны на основе проведения систематического мониторинга результатов образовательного процесса на региональном и национальном уровнях.

8.Внедрение инновационной, полиязычной модели образования: создание школ, предоставляющих образование на трех языках в качестве экспериментальных площадок полиязычной модели образования.

9.Организация краткосрочного обучения в профессиональных колледжах для категории молодежи, нуждающейся в переподготовке с учетом меняющихся тенденций рынка труда.

10.Повышение охвата высшим образованием в целях роста уровня конкурентоспособных кадров посредством увеличения числа ВУЗов, включая филиалы зарубежных и отечественных ВУЗов, негосударственные ВУЗы, в том числе путём предоставления вузам возможности самостоятельно определять квоты па приём студентов в вузы, исходя из, в том числе, мощности вузов и потребности реального сектора экономики в кадрах.

11.Разрешения абитуриентам иметь возможность поступления в несколько вузов.

12.Расширение возможностей доступа к высшему образованию посредством дистанционного обучения.

13.Увеличение доли студентов по направлениям естественных и технических наук.

14.Усиление исследовательской компоненты высшей школы на основе поддержки наиболее активных научных школ ВУЗов, выбранных по критериям: число опубликованных научных статей, индекс цитируемости, участие в международных конференциях и семинарах, количество полученных патентов.

15.Создание Форсайт центров в ведущих вузах как отдельного звена системы прогнозирования развития инновационной деятельности в целях разработки предложений по сценариям отраслевой и региональной экономики.

16.Создание научно-прикладных платформ на базе вузов как действующий механизм, интеграции бизнеса, науки, образования и государства для реализации инновационных разработок и долгосрочных НИОКР.

17.Создание и развитие сети трансфера технологий, как новой формы партнерства вузов и бизнеса, площадки, обеспечивающей создание, распространение и внедрение инноваций.

18.Развитие системы непрерывного «образования для взрослых» в целях роста профессионального потенциала людей всех возрастов – дополнительное профессиональное образование, переподготовка, личностное развитие, посредством активизации внутрифирменного образования через предоставления налоговых льгот и поддержки частно-государственного партнерства в форме софинансирования услуг, оказываемых образовательными организациями.

19.Укрепление взаимосвязей отечественных вузов, НИИ и ОКБ с зарубежными партнёрами, участие в международных программах по стажировке студентов и ученых. Расширение программы фондов и стипендий по обучению студентов в зарубежных вузах (по аналогии с Фондом «Умид»).

Новости по теме