Специалисты рассказали о проблемах развития современной науки в Узбекистане
Развитие науки и техники, трансфер технологий является важной и неотъемлемой частью инновационного процесса, играя решающую роль в развитии производственного потенциала и конкурентоспособности любой страны, пишется в проекте указа президента.
Отмечается, что к основным проблемам и факторам, препятствующим дальнейшему развитию научной и инновационной деятельности можно отнести следующие:
- не сформирован механизм определения приоритетных направлений развития науки, технологий инновационной деятельности. Действующие приоритетные направления развития науки сформулированы слишком широко, под которые попадают исследования практически любых направлений, в результате продолжается мелкотемье, дублирование и распыление средств;
- слабая интеграция образования, науки и производства, как следствие отсутствие т.н. «технологических платформ» объединяющих усилия ВУЗов и НИИ как в подготовке кадров, так и во внедрении новшеств. Отсутствует научный анализ проводимых исследований с привязкой к крупным инвестиционным программам и программам развития территорий.
Более того, в Узбекистане не развита система продвижения технологий. Слабая нормативная база системы коммерциализации результатов научной деятельности и трансфера технологий. Отсутствие специалистов в сфере инновационного менеджмента и юристов для организации трансфера отечественных технологий за рубеж.
Также, в стране существует неопределенность в законодательстве Республики Узбекистан вопросов обладания прав на интеллектуальную собственность, созданных за счет средств государственного бюджета, их оценки для последующей коммерциализации.
Из-за коллективного старения кадров снижается вероятность освоения принципиально новых направлений исследований. Происходит взаимообусловленный процесс одновременного старения кадров и тематики исследований. Наличие острой нехватки квалифицированных кадров на рынке инноваций (инженерно-технических работников, экономистов, менеджеров, юристов, патентоведов и др.) для последующей подготовки молодых кадров в этой сфере.
Кроме этого, не уделяется внимание развитию изобретательской и рационализаторской деятельности в министерствах, ведомствах, организациях, предприятиях, учреждениях Республики Узбекистан независимо от форм собственности и хозяйствования, что не способствует более полному использованию творческого потенциала изобретателей и рационализаторов, выполняющих важную роль новаторства в решении социально-экономических задач республики.
При этом, существующая в настоящее время в Узбекистане система определения государственных нужд и формирования государственного заказа на научно-техническую и инновационную продукцию характеризуется отсутствием четкого алгоритма формирования государственного заказа, недостаточным учетом потребностей предпринимательского и научного сообществ, системы прогнозирования рисков.
В целях развития науки, разработок, изобретений и транфера технологий предлагается:
1.Определение приоритетных направлений развития науки и техники, разработка конкретных программ в этих направлениях путем глубокого анализа конкурентных преимуществ страны;
2.Введение нового механизма организации исследований через государственный заказ на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по программно-целевому принципу с использованием механизмов проектного управления;
3.Создание специализированного ведомства по содействию коммерциализации объектов интеллектуальной собственности и трансферу (как внешнему, так и внутреннему) технологий;
4.Разработка и реализация целевой программы поддержки научных школ/лабораторий, осуществляющих фундаментальные исследования на мировом уровне, предусматривающее повышение статуса, престижа и материального уровня ученых с мировым именем, привлечение молодежи в эти школы, укрепление материально-технической базы соответствующих научных лабораторий.
В документе планируется расширение молодежных научно-технических программ, в том числе в целях создания условий молодым ученым из регионов страны для проведения исследований в лучших научных лабораториях расположенных в г. Ташкенте, расширение специальной программы «Академическая мобильность молодых ученых».
Также ожидается организация подготовки кадров высшей квалификации (PhD и докторов наук) по прорывным и актуальным для Узбекистана направлениям на базе ведущих зарубежных научных центров и университетов.
Возможно что в Узбекистане создадут государственную систему научно-технической информации, в состав которой будут входить республиканские, отраслевые, региональные научно-технические информационные ресурсы и организации, специализирующиеся на сборе, хранении и обработке отечественных и зарубежных источников научно-технической информации, формировании, ведении и организации использования республиканских, отраслевых и региональных информационных фондов, баз и банков данных, составляющих национальные ресурсы научно-технической информации.
Кроме этого, планируется организация в учреждениях высшего образования и науки структур по содействию в развитии инновационной деятельности в виде инновационных (технологических) кластеров, бизнес-инкубаторов и бизнес-акселераторов, технопарков, коучинг-центров, особых технологических зон, центров трансфера технологий, фондовых бирж высоких технологий, центров коллективного пользования уникальным научным оборудованием.