Узбекистан в среднем тратит 0.21% от ВВП на развитие инновации. Что делать дальше?
Развитие национальной инновационной системы требует решения вопроса финансирования инновационной деятельности. В силу ряда особенностей инновационной деятельности (высокая стоимость и длительные сроки окупаемости нововведений, ограниченность собственных средств, сложность привлечения внешнего финансирования) развитие инновации требует наличия комплексной системы финансирования.
Вместе с тем, системный анализ показал наличие следующих проблем в системе финансирования инноваций, пишется в проекте указа президента.
Например, объем средств, направляемых на НИОКР остается очень низким на уровне 0.21% от ВВП в 2016 году, что намного ниже уровня развитых и быстроразвивающихся стран. Так, в США и Германии в том же году доля расходов на НИОКР составила 2.8%, в Японии – 3.3%, а в Южной Корее – 4.2%.
Финансирование инновационной и научно-технической деятельности в Узбекистане в настоящее время преимущественно осуществляется за счет средств государственного бюджета. Мировой опыт показывает, что бюджетное финансирование инновационной деятельности не всегда эффективно. В частности, действующий механизм государственного финансирования не учитывает особенностей различных этапов жизненного цикла инновационного проекта. Для финансирования разных этапов научно-исследовательского цикла применяется практически лишь один механизм – безвозмездные гранты, целесообразность использования которых на всех этапах не всегда оправдана.
Более того, объемы государственного финансирования порою определяются без учета и понимания содержания финансируемого проекта, а график освоения выделяемых средств устанавливается без учета потребностей.
При этом, предоставление государственных грантов на проведение разного рода исследований обусловлено большой непрозрачностью и обременительностью процесса.
Также, существующий механизм со-финансирования государства и частного сектора направлен в основном на финансирование деятельности государственных предприятий или структур, имеющих стратегическое значение, и при этом почти не учитываются интересы субъектов малого и частного предпринимательства.
Отмечается, что отсутствует механизм стимулирования привлечения средств за счет внебюджетных и частных фондов, что обусловливает их низкую долю в источниках финансирования.
Кроме этого, внутренние рынки кредитов не имеют достаточных финансовых ресурсов или ликвидных средств, необходимых для широкомасштабного финансирования капиталоёмких проектов, особенно крупных программ с длительным сроком погашения кредитов. Практически отсутствуют опыт и знания для того, чтобы с уверенностью оценивать и принимать на себя весь программный риск или его часть.
Осуществляемая политика по снижению налоговых ставок налога на прибыль, единого налогового и социального платежа, или предоставление льгот для модернизации и технологического перевооружения производства являются недостаточными мерами стимулирования инновационной деятельности.
В целях совершенствования системы финансирования инновационной деятельности предлагается увеличение государственных расходов на НИОКР и доведение этого показателя до 1% от ВВП.
Также предлагается:
- создание специальных институтов, финансирующих инновационную деятельность: инновационных фондов, инновационных банков, венчурных фондов;
- расширение практики финансирования инновационных проектов совместно государством и частным сектором на долевых началах;
- государственная поддержка и стимулирование инвесторов, вкладывающих средства в наукоемкое, высокотехнологичное производство за счет предоставления налоговых льгот, государственных гарантий и кредитов;
- для решения проблемы низкой доли иностранных инвестиций в НИОКР необходимо предусмотреть внедрение механизма финансирования малых инновационных предприятий при ВУЗах и НИИ путем встраивания, с высокой эффективностью, в международные кооперационные цепочки, позволяющие развиваться им в качестве структурного дополнения по отношению к другим глобальным центрам (как это с успехом реализовано в Китае и Южной Корее);
- совершенствование конкурсной системы отбора инновационных проектов путем пересмотра порядка формирования экспертного совета, механизма отбора проектов и открытости и прозрачности процедур;
- государственная поддержка, предусматривающая создание условий для формирования совместных с иностранными партнерами организаций по выпуску отечественной наукоемкой продукции и реализации ее на внешнем рынке.
Разработчики документа также предлагают обеспечение в зарубежных кредитных линиях квот для развития инновационной инфраструктуры, закупки оборудования в целях реализации высокоэффективных инновационных проектов под гарантии государства и лицензий на технологии и ноу-хау для освоения производства новейшей продукции.
Новости по теме
17:04 / 04.11.2024
Нурмуратов: зависимость от одного поставщика энергоресурсов - риск
10:11 / 31.10.2024
Госбюджет на 2025 год: сколько бюджетных средств получат министерства и ведомства?
13:11 / 24.10.2024
На казахско-узбекской границе могут создать беспошлинную торговую зону
13:01 / 23.10.2024