Анализ: какие изменения ждут узбекистанцев в ближайшие годы?
Правительство Узбекистана планирует полностью изменить свое отношение к инвестициям и экономической ситуации в стране. В целом соответствующие организации намерены подготовить ряд документов для развития экономической отрасли в стране.
В проекте указа президента отмечается, что в стране все еще имеют место бюрократические барьеры и препоны в работе с инвесторами, особенно на местах, заключающиеся в отсутствии лояльности со стороны хокимиятов всех уровней к инициативам инвесторов, четкой координации работ министерств и ведомств в данном направлении, что препятствует укреплению доверия в последовательность государственной политики по формированию благоприятного инвестиционного климата.
При этом планируется совершенствование порядка аккредитации и деятельности представительств иностранных коммерческих организаций на территории Республики Узбекистан, в том числе увеличение срока аккредитации до 5 лет, снижение платы за аккредитацию в три раза. Сейчас в соответствии с законодательством разрешение на открытие представительства выдается аккредитующим органом на срок от одного года до трех лет, что является недостаточным и требует иностранных компаний повторного обращения в аккредитующий орган. Более того, размер платы за аккредитацию представительств иностранных коммерческих организаций составляет 1200 долларов США, что является необоснованно высоким.
Ожидается принятие комплекса мер по улучшению рейтинга Республики Узбекистан
в международных рейтингах, в том числе Индекс верховенства закона (Rule of Law index), Рейтинг свободы прессы (Freedom of the Press), Индекс глобальной конкурентоспособности (Global Competitiveness Index), Индекс экономической свободы (Index of Economic Freedom), Индекс в сфере коррупции (Transparency International) и др. Обратите внимание, что одним из важнейших критериев выбора места инвестирования является позиция страны в ключевых международных рейтингах.
Также в Узбекистане разработают «Дорожную карты» по созданию и продвижению бренда регионов республики, в том числе путем размещения рекламы (роликов) на ведущих телеканалах, фестивалях и форумах, социальных сетях (Facebook, YouTube, Twitter, Instagram и др), разработки оригинальных слоганов. Региональный бренд – это инструмент реализации стратегии развития территории. При этом в Узбекистане отсутствует комплексный подход в продвижении региональных брендов, а также орган, ответственный за их формирование.
Планируется совершенствование трудового законодательства в частном секторе, предусматривающее расширение оснований заключения срочных трудовых договоров, внедрение новых форм приема на работу (разовые, почасовые), а также порядка почасовой оплаты труда и расширение возможности прекращения трудового договора по инициативе работодателя, в том числе с сокращением срока предупреждения. В настоящее время инвесторы не имеют возможность быстрого реагирования на изменяющееся положение рынка, что выражается, в частности, в необходимости права уволить тех работников, в которых организация не нуждается, или же заменить их более квалифицированными работниками.
Кроме этого, в Узбекистане проработают вопрос о целесообразности введения института инвестиционного налогового кредита. Сейчас в законодательстве отсутствует понятие инвестиционный налоговый кредит. Инвестиционный налоговый кредит – это форма изменения срока уплаты налога, при котором налогоплательщику предоставляется возможность по определенным условиям уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. Инвестиционный налоговый кредит успешно применяется в развитых странах.
Ожидается разработка проекта закона «О международном коммерческом арбитраже». В Узбекистане отсутствует нормативно-правовая база, регулирующее вопросы рассмотрения коммерческих споров с участием иностранных инвесторов в арбитражном производстве. В целом международный коммерческий арбитражный суд способствует обеспечению надежной защиты прав и законных интересов иностранных инвесторов, а также национальных компаний во взаимоотношениях с зарубежными партнерами.
Планируется отмена применения в отношении субъекта предпринимательства штрафных санкций за допущение задержки поступления валютных средств, за исключением предприятий с участием государства. В настоящее время срок поступления выручки или обратного ввоза товаров по экспортным операциям не должен превышать 180 дней. В настоящее время экспортеры, допустившие задержку поступления выручки, а также импортеры, не обеспечившие ввоз товаров, выполнение работ и оказание услуг более чем на 30 банковских дней (для субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства – 60 банковских дней), после истечения установленных сроков уплачивают штраф в размере до 100 процентов от суммы не поступивших средств или товаров.
И наконец ожидается принятие мер по гармонизацию национальных стандартов бухгалтерского учета с международными стандартами финансовой отчетности. Согласно данным, национальные стандарты бухгалтерского учета не в полной мере гармонизированы с международными стандартами финансовой отчетности, достаточно сложны к пониманию и применению на практике, а также не адаптированы к динамичным изменениям финансовых и рыночных отношений. Внедрение международных стандартов финансовой отчетности играет важную роль для привлечения прямых иностранных инвестиций.
В целом документ разработан в целях улучшения инвестиционного климата в Узбекистане. В свою очередь, если указ будет подписан главой государства, то это повлияет и на нашу повседневную жизнь. Согласитесь, чем больше инвестиций, тем больше рабочих мест и заработной платы.
С полным текстом документа можно ознакомится здесь.
На сайте вы можете оставить свои комментарии и предложения, а также выразить свою гражданскую позицию.
Новости по теме
18:34 / 15.11.2024
Новый посол Узбекистана в ЕС вручил верительные грамоты Шарлю Мишелю
09:35 / 14.11.2024
Узбекистан вошел в топ-10 стран по добыче золота за 2023 год
13:47 / 12.11.2024
Военные Узбекистана и Казахстана начали совместные учения
13:46 / 12.11.2024