В руководстве «Узбекнефтегаза» рассказали, как формируются цены на сжиженный углеводородный газ для населения
С 1 августа текущего года по всему Узбекистану будет установлена единая цена на сжиженный углеводородный газ для потребления населением в размере 800 сумов за 1 килограмм.
Почему была выбрана эта цена, будет ли она расти и как происходит снабжение населения сжиженным природным газом корреспонденту Kun.uz рассказал заместитель председателя правления по углубленной переработке АО «Узбекнефтегаз» Одил Темиров.
– Давайте начнем с потребления сжиженного газа на бытовом уровне, в наших домах. Цену на него устанавливает сам «Узбекнефтегаз». Это фиксированная цена, по которой мы ее покупаем. Если вдруг наблюдается какое-то возрастание этой цены, либо мы видим, что государство устанавливает одну цену, а с нас требуют другую. Что делать людям в такой ситуации?
– Ценообразование для сжиженного газа, предоставляемого населению, устанавливается совместно с Министерством экономики и Министерством финансов. На сегодняшний день эта цена составляет от 6500 до 14500 сумов за один 20-ти килограммовый баллон, в зависимости от региона доставки. С первого августа устанавливается единая цена на сжиженный углеводородный газ для потребления населением 800 сумов за 1 килограмм сжиженного газа. У нас по всей республике имеются территориальные филиалы газоснабжения (ТФГ) АО «Узтрансгаз», и у каждого из них имеются телефоны доверия. Если пользователи увидели нарушение, они могут обращаться по этим номерам. Каждое обращение мы будем рассматривать и обрабатывать.
– Помимо потребительских нужд сжиженный газ также отправляется и на экспорт, на автогазозаправочные станции АГЗС. И как нам известно, цены на газ для автомашин растут и сейчас в некоторых регионах уже выше, чем цены на бензин. С чем это связано?
– Действительно, фактических потребителей газа можно условно разделить на три направления: это, в первую очередь, население (для приготовления пищи в быту), автогазозаправочные станции и экспорт сжиженного газа в соседние республики. В мае-июне месяцах зафиксировано повышение стоимости сжиженного газа на внутренних биржевых торгах, что в свою очередь сказывается на общем повышении цен на топливо.
В сравнении с прошлым годом объемы газа, предоставленные «Узбекнефтегазом», увеличились на 26%. То есть говорить о дефиците этого вида топлива нет оснований. Вместе с этим, опять же, в сравнении с 2017-м, на 11 тысяч сократилось число автомобильной техники, заправляющейся сжиженным газом. Несмотря на все эти реальные факты, мы наблюдаем рост цен на товарно-сырьевой бирже.
Нужно понимать, что сжиженный газ выставляется по производственной себестоимости – примерно от 500 тысяч до одного миллиона сумов за тонну. В процессе биржевых торгов покупатели сами выставляют цену, и тот, кто делает самое лучшее предложение – покупает газ. На сегодняшний день мы, как производители и поставщики, не имеем возможности регулировать ценообразование на товарно-сырьевой бирже и соответственно далее – на автозаправочных станциях.
Относительно экспортной политики должен подчеркнуть, что ежегодно составляется план экспорта по всей компании АО «Узбекнефтегаз». В основном сжиженный газ поставляется в соседние республики. В этом году мы выставили на внутренние биржевые торги на 38 тысяч тонн сжиженного газа больше, чем за аналогичный период предыдущего года, учитывая, что количество единиц автомобильной техники не увеличилось. При этом, могу с уверенностью сказать, что очередей на АГЗС по республике не наблюдается. В этом году мы увеличили производственные объёмы бензина. Вместе с этим, перед «Узбекнефтегазом» была поставлена задача обеспечить запасами жидкого топлива с трехмесячным резервом, и мы его достигли.
– Вы упомянули сокращение количества автомобильной техники, работающей на сжиженном газе. С чем это связано?
– Согласно постановлению Кабинета Министров №815 от 11 октября 2017 г., прекращена выдача лицензий на открытие новых АГЗС, работающих с сжиженным газом. В перспективе, можно полагать, будет прекращена поставка сжиженного газа автозаправочным станциям, в целях увеличения поставок населению и другим потребителям для использования в быту. Прекрасной альтернативой может служить возрастающее число станций АГНКС на метане. Сейчас эти заправки в эквиваленте с бензином, заправляют автомобилей более чем на 2 миллиона тонн в год. Таким образом, выстраивается общий баланс потребления автомобилистами топлива. У нас имеется достаточное количество и бензинового топлива, и сжиженного газа, а также львиная доля сжатого метанового газа, который сегодня превосходит другие ресурсы в ценовом факторе.
– Одил Шукурович, расскажите о механизме распределения сжиженного газа?
– Сжиженный газ добывается и перерабатывается на газодобывающих и перерабатывающих предприятиях компании АО «Узнефтегаздобыча». По заявкам территориальных филиалов газоснабжения АО «Узгазтранс», основанных на мониторинге ежегодной потребности в сжиженном газе по всей республике, осуществляется отгрузка и транспортировка сжиженного углеводородного газа до газонаполнительных станций ГНС и газонаполнительных пунктов ГНП. В прошлом году населению было доставлено более 366 тысяч тонн сжиженного газа, в этом году эту цифру планируется поднять до 406 тысяч тонн.
Напомним, что производство и испытание газовых баллонов осуществляется на заводах АО «Узнефтегазмаш» – Чирчикском заводе, Бухарском и Кокандском ремонтно-механических заводах. В прошлом году населению было доставлено более 750 тысяч шт. новых газовых баллонов сжиженного газа, в этом году планируется 634 тысяч шт. Хотел бы подчеркнуть – газовые баллоны не продаются, потребителями оплачивается только их содержимое.
Новости по теме
17:48 / 29.10.2024
В Ташкентском районе на неопределенный срок отключат газ примерно 43 тысячам домохозяйств
14:45 / 28.10.2024
«Туркменгаз» и «Газпром» не стали продлевать контракт на поставку газа
19:06 / 22.10.2024
В Кошрабаде произошел взрыв в двухэтажном доме. Погибли 4 члена одной семьи
13:28 / 22.10.2024