Особый статус: как пять президентов написали новую историю Каспия
Поставив кульминационную точку в 22-летних дискуссиях о статусе крупнейшего на Земле замкнутого водоема, Международный день Каспия стал в этом году для прибрежных стран воистину судьбоносным.
Спустя десятилетие после провозглашения этот День приобретает еще больший символизм, совпав с принятием пятью прибрежными странами Конвенции о правовом статусе Каспийского моря.
Каспийская пятерка
Подписание Конвенции о правовом статусе Каспийского моря стало апофеозом V Саммита глав государств прикаспийских стран 12 августа в казахстанском городе Актау.
Подписи под Конвенцией поставили Президент Азербайджана Ильхам Алиев, Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, Президент России Владимир Путин, Президент Ирана Хасан Роухани и Президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов.
Кроме того, руководителями соответствующих структур прикаспийских государств были подписаны другие значимые документы, вытекающие из этой Конвенции:
– Протокол о сотрудничестве в области с борьбы организованной преступностью на Каспийском море,
- Соглашение между правительствами прикаспийских государств о торгово-экономическом сотрудничестве,
- Соглашение между правительствами прикаспийских государств о сотрудничестве в области транспорта,
- Соглашение о предотвращении инцидентов на Каспийском море и Протокол о сотрудничестве и взаимодействии пограничных ведомств.
Вместо «двойки» - «пятерка»
До распада СССР освоение Каспия регулировалось советско-иранскими договорами 1921-го и 1940 года. С распадом советской империи число прибрежных государств увеличилось с двух до пяти, и за фантастически богатым энергетическими и биологическими ресурсами Каспием закрепилась неоптимистичная репутация «моря раздора».
Иран со своей скромной береговой линией предлагал перекроить границы по так называемому озерному принципу, то есть, поровну - по 20% каждой стороне. Четыре остальных настаивали на морском принципе: каждому по прибрежному сектору, шириной в несколько десятков километров, определяемых проведением воображаемых линий от крайних точек шельфа каждой страны к центру водоема, а все остальное - общее.
Поэтому вопрос того, к какому виду водоема отнести Каспий – морю или озеру, стал одним из самых сложных для определения. Представляя собой внутриконтинентальный водоем, не имеющий прямой связи с Мировым океаном, Каспий не может считаться морем. В то же время размеры, состав воды и особенности дна не позволяют считать его озером. Именно поэтому к Каспийскому морю неприменимы положения Конвенции ООН по морскому праву 1982 года и документы в сфере трансграничных озер
Для того чтобы прийти к общему знаменателю, прикаспийские страны договорились принять Конвенцию о правовом статусе моря, была создана Специальная рабочая группа на уровне замминистров иностранных дел. Вопрос статуса Каспия стал ключевой темой повестки саммитов прикаспийских государств.
Немного хронологии
6 июля 1998 года между Россией и Казахстаном было заключено соглашение о разграничении дна северной части Каспийского моря в целях осуществления суверенных прав на недропользование.
29 ноября 2001 года и 27 февраля 2003 года - соглашение между Казахстаном и Азербайджаном о разграничении дна Каспийского моря.
14 мая 2003 года между Россией, Казахстаном и Азербайджаном было заключено соглашение о точке стыка линий разграничения сопредельных участков дна Каспийского моря.
4 ноября 2003 года была подписана Рамочная конвенция по защите морской среды Каспийского моря, вступившая в силу 12 августа 2007 года, и закладывающая основные положения по регулированию антропогенного воздействия на морскую среду, вопросам охраны биологических ресурсов и общему взаимодействию между сторонами в отношении мероприятий по охране экосистемы Каспия.
В 2011-2012 годах в пятистороннем формате были подписаны международно-правовые документы, имеющие важное значение для защиты морской среды Каспия - Протокол о региональной готовности, реагировании и сотрудничестве в случае инцидентов, вызывающих загрязнение нефтью и Протокол по защите Каспийского моря от загрязнения из наземных источников.
30 мая 2014 года на пятой сессии конференции договаривающихся сторон Рамочной конвенции был принят Протокол о сохранении биологического разнообразия
2 декабря 2014 года было подписано Соглашение между Казахстаном и Туркменистаном о разграничении дна Каспийского моря.
С 2002 года состоялись четыре саммита прикаспийских государств: в Ашхабаде, в Тегеране (подписана Декларация с обозначением общих подходов к выработке конвенции о правовом статусе Каспия), в Баку (подписано Совместное заявление президентов прикаспийских стран, а также Соглашение о сотрудничестве в сфере безопасности на Каспии), в Астрахани, где лидеры каспийской пятерки согласовали политическое заявление, в котором впервые зафиксировали будущие договоренности по статусу Каспия.
Также президенты договорились, что военная деятельность в регионе должна осуществляться на принципах «разумной достаточности» и обеспечения равных условий безопасности для всех прикаспийских государств. Они подтвердили согласованный ранее принцип «неприсутствия на Каспийском море вооруженных сил, не принадлежащих сторонам».
В начале декабря 2017 года в Москве прошла встреча глав внешнеполитических ведомств прикаспийских государств, по итогам которой глава МИД РФ Сергей Лавров заявил, что стороны договорились по всем остававшимся вопросам о статусе Каспийского моря, и текст Конвенции фактически готов.
28 марта 2018 года в Баку был подписан азербайджано-иранский Меморандум о взаимопонимании по совместной разработке соответствующих блоков в Каспийском море.
Основные положения
Согласно принятой Конвенции, основная площадь водной поверхности Каспия остается в общем пользовании, а дно и недра делятся на участки по договоренности между странами и на основе международного права.
Каждая страна должна будет установить свои территориальные воды не шире 15 морских миль от исходных линий.
Конвенция также определяет правила судоходства, научных исследований и прокладки магистральных трубопроводов. Важное значение данный фактор приобретает в свете планов по прокладке Транскаспийского газопровода, который, предусматривая транспортировку природного газа из Туркменистана и Казахстана через Азербайджан в Турцию и Грузию и далее в страны Евросоюза, считается частью расширения гигантского проекта Южного газового коридора.
Далее Конвенция не допускает присутствия на Каспии вооруженных сил других государств. В части рыболовства стороны определят общий допустимый улов и распределят его на национальные квоты.
Что еще дает прикаспийским государствам документ, на разработку, обсуждение и принятие которого понадобилось более двух десятков лет?
Во-первых, и это самое главное, положив конец многолетнему международному спору и став правовой базой для обсуждений и урегулирования всего комплекса вопросов, касающихся деятельности на Каспии, он придаст мощный импульс дальнейшему развитию политического и экономического сотрудничества между прибрежными странами.
Во-вторых, что не менее важно, Конвенция послужит укреплению стабильности и безопасности в Каспийском регионе.
Принятие такого документа призвано упростить разработку энергетических ресурсов в регионе, укрепить Каспийское море в статусе важной транспортной артерии, улучшить экологическую ситуацию на Каспии.
Во всем этом, характеризуя значение саммита и подписание Конвенции по правовому статусу Каспия, однозначно сошлись во мнении лидеры всех прибрежных государств.
Кстати, касательно того, море Каспий или озеро, стороны пришли к выводу: ни то, ни другое.
Важное звено
Примечательна роль Азербайджана в свете отраженных в Конвенции факторов, в частности как ключевого игрока в транзитно-логистической составляющей деятельности на Каспии.
Об этом говорил на Актауском саммите и Президент Ильхам Алиев: «Азербайджан активно инвестирует в транспортную инфраструктуру, и проекты, которые мы реализовали, позволяют нам сегодня рассматривать Каспий как важную транспортную артерию. Коридор Восток-Запад, в рамках которого Азербайджан представляет свои транзитные услуги Казахстану и Туркменистану, коридор Север-Юг, по которому осуществляется транзит через Азербайджан между Ираном и Россией - это проекты, которые укрепляют экономическое сотрудничество, создают новые рабочие места, еще ближе делают наши страны друг к другу и способствуют укреплению стабильности и безопасности».
Активный и большой вклад вносит Азербайджан и в улучшение экологической ситуации на Каспии. Как отметил глава государства, меры, которые предпринимает азербайджанское правительство, нацелены на то, чтобы предотвратить загрязнение Каспийского моря, особенно при осуществлении нефтегазовых операций. Он подчеркнул, что все нефтегазовые операции, осуществляемые Азербайджаном в период независимости, соответствуют международным стандартам İSO.
«В следующем году мы будем отмечать 70-летие добычи нефти на Каспии, что является первой добычей нефти на морских месторождениях. Конечно же, за годы эксплуатации нефтегазовых ресурсов Каспия в предыдущие годы в определенной степени экология Каспия пострадала. Но сегодня наша страна делает все для того, чтобы Каспий был зоной экологического развития, экологической стабильности», - заявил Президент Азербайджана.
Само подписание Конвенции о правовом статусе Каспийского моря азербайджанский лидер назвал документом исторического характера, который сыграет огромную роль в будущем для успешного развития всех прикаспийских стран.
«И до подписания Конвенции Каспий был морем безопасности, морем стабильности, и гарантом стабильности и безопасности на Каспии были наши отношения - и двусторонние, и многосторонние. Между Прикаспийскими странами существует высокий уровень сотрудничества, доверия, взаимодействия, и это - главный гарант безопасности и стабильности.
Сегодня безопасность и стабильность на Каспии определяются Конвенцией, которую мы подписали. Естественно, это открывает широкие перспективы для тесного взаимодействия прикаспийских стран, решения вопросов экономического, транспортного характера, вопросов, которые будут способствовать улучшению уровня жизни наших народов», - заявил глава Азербайджанского государства.
«Мы нацелены на продолжение сотрудничества. Азербайджан со всеми прикаспийскими странами имеет очень тесные, доверительные отношения, отношения, основанные на учете взаимных интересов, на равноправии, на уважении территориальной целостности и суверенитета всех стран», - подчеркнул он.
«Конституция Каспия»
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев отметил, что принятие Конвенции о правовом статусе Каспийского моря и подписание целого ряда документов – «это свидетельство дружественных отношений прикаспийских государств, нашего стремления тесно сотрудничать и координировать заботу о нашем общем море».
Назвав Конвенцию своего рода «конституцией» Каспийского моря, Нурсултан Назарбаев подчеркнул, что в процессе подготовки конвенции все страны исходили из интересов обеспечения политической стабильности, развития каспийского региона, сохранения и приумножения его природных богатств.
Президент Ирана Хасан Роухани, поддержав заложенные в Конвенции договоренности, заявил о необходимости продолжить переговоры по разграничению дна моря и предложил заключить отдельное соглашение в этой связи.
Он также заявил о готовности расширять сотрудничество с прикаспийскими странами в области энергетики.
«Необходимо создавать и упрощать условия для судоходных компаний и туристических агентств. Сотрудничество в области энергетики, в том числе транспортировка энергоносителей, проведение энергетических, своп-операций — важные темы сотрудничества на Каспии. Мы начали работу в этой сфере с некоторыми прикаспийскими странами и намерены продолжать и расширять сотрудничество», — сказал он.
Роухани также подчеркнул, что саммит в Актау придаст импульс прикаспийским странам для интеграции.
Президент России Владимир Путин подчеркнул, что урегулирование правового статуса Каспия создает условия для вывода сотрудничества между странами на качественно новый партнерский уровень, для развития тесной кооперации по самым разным направлениям», - сказал Президент России.
«Важно, что Конвенция четко регламентирует вопросы необходимых разграничений, режимов судоходства и рыболовства, фиксирует принципы военно-политического взаимодействия стран-участниц, гарантирует использование Каспия исключительно в мирных целях и неприсутствие на море вооруженных сил внерегиональных держав», - отметил он.
«Готовившаяся в течение 20 с лишним лет Конвенция о правовом статусе Каспия закрепляет исключительное право и ответственность государств за судьбу Каспийского моря, устанавливая при этом четкие правила его коллективного использования», - сказал Владимир Путин.
Президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов подчеркнул, что Каспий навсегда должен стать зоной мира, добрососедства, взаимопонимания и доверия.
По его словам, на сегодняшний день значимость Каспия «выходит далеко за его пределы», «он превращается в один из ключевых центров геополитических и геоэкономических процессов».
«Необходимость объединения усилий стран региона и их тесного сотрудничества с международными организациями выглядит в высшей степени актуально. Туркменистан готов к такой работе», - сказал глава Туркменистана.
Поворотный момент
Уместно будет напомнить, что справедливый «раздел» Каспия на основе международных правовых норм, Азербайджан предлагал на протяжении многих лет. Однако различные искусственные препятствия мешали достижению окончательной договоренности по статусу моря. Поэтому главным преимуществом Конвенции по правовому статусу Каспийского моря можно назвать сам факт ее принятия, что чрезвычайно важно, поскольку от этого, безусловно, выиграли все стороны.
И, коль скоро речь зашла о препятствиях, имеет смысл обратить внимание на еще один, не имеющий прямого отношения к теме, но немаловажный нюанс.
В преддверии Актауского саммита можно было наблюдать значительную активизацию отдельных западных кругов, в том числе, близких к армянскому лобби. Понимая, что стороны как никогда близки к достижению окончательной договоренности по статусу Каспия, они безуспешно испытали большинство своих излюбленных методов для того чтобы добиться срыва переговоров и подписания итогового документа.
Да и в самом Ереване царят панические настроения в связи с определением правового статуса Каспия. Вот, например, что пишет в своем Facebook председатель комитета по внешним вопросам в парламенте Армении Армен Ашотян:
«Пока мы варимся в нашем внутриполитическом котле, напоминая банку со скорпионами, в регионе происходят серьезнейшие геополитические изменения. Главы стран Каспийской пятерки – России, Казахстана, Азербайджана, Туркмении и Ирана подписали в Актау конвенцию о правовом статусе Каспийского моря. Это может стать фундаментом для глобальных сдвигов и в нашем регионе.
Вот некоторые положения, представляющие для нас вызовы:
Произошло максимально приемлемое для Азербайджана разделение, и теперь он может в больших объемах исследовать каспийский шлейф для добычи и экспорта энергоносителей в больших объемах.
Транскаспийский газопровод, который свяжет экспортирующие инфраструктуры Азербайджана и Туркмении, может быть построен только при согласии пяти сторон. Это положение чрезвычайно важно для России и Ирана.
Будет запрещено военное присутствие третьей стороны в бассейне Каспия, что также выгодно для России и Ирана.
Фактически Россия и Иран согласились уступить Азербайджану больше энергоносителей – против стратегических и долгосрочных гарантий, что де-факто укрепляет существующие между нашими соседями связи.
Увлечение искусственной внутриполитической повесткой может стоить нам слишком дорого, если на международных площадках не произойдет укрепление и консолидация национального политического капитала».
По большому счету, озабоченность армянской стороны понять можно - страна в очередной раз оказалась вне регионального круга, который все больше сжимает его в тисках жесткого экономического коллапса.
Азербайджан же, расширяя границы взаимовыгодного сотрудничества и повышая свой авторитет на мировой арене, с каждым разом все прочнее закрепляет за собой статус важного геополитического актора. И, будучи привержен своей миролюбивой политике, предлагает Армении добровольно вывести свои войска с оккупированных азербайджанских территорий.
Так, может, Еревану пора уже очнуться и, предпочтя устойчивому регрессу развитие и прогресс, вытащить страну и народ из прогнившего болота изоляции?