00:28 / 29.08.2018
10414

Проблемы в системе дошкольного образования и их решения

В системе Министерства дошкольного образования ведутся ряд реформ, которые должны служить во благо детей и педагогов, а также улучшить качество дошкольного образования. Какие проблемы были в системе и каким образом они решаются? Какие новости в сфере? Чего ожидать от реформ? Изменений много. Обо всем по порядку:

Новости в системе дошкольного образования

Новая дошкольная образовательная программа, которая будет внедряться с сентября 2018 года, основана на государственных требованиях, которые были приняты и практически все дошкольные образовательные учреждения во всех регионах уже ознакомлены c новой программой. Они получили полный пакет государственных требований, и самой программы. Кроме этого, впервые, в Узбекистане для всех было роздано тематическое планирование.

Основной принцип новой программы - "Илк кадам", т.е. первые шаги детей раннего возраста, которые вступают на путь образования. Это программа основана на компетентностном подходе.

"В принципе в государственных требованиях указано то, что мы развиваем наших детей с раннего и дошкольного возраста в пяти областях. Развивая эти 5 областей, ребёнок обладает уже 4 компетенциями, т.е. он уже мотивирован к тому, чтобы пойти в 1-класс начальной школы", - говорит министр дошкольного образования Республики Узбекистан Агриппина Шин.

В новой программе основа всего - социально ориентированный подход, т.е.в центре внимания - ребёнок. Педагоги составляют одну единую социальную среду, в которой задействованы такие социальные партнёры, как родители, педагогический состав, сам ребёнок, и конечно же, общество и государство.

Основа новой программы - это то, что через игру будет развиваться познавательный процесс, у детей развивается понятие познания, творчества, социальной ориентации, воспитание здорового образа жизни и дети будут понимать - как можно вести себя в социальной среде.

Количество воспитанников в группах и охват дошкольным образованием

В отношении наполняемости групп, в Узбекистане стандарт - в норме 25 человек в группе, и МДО будет стремиться к его соблюдению. В первую очередь под контролем окажутся пилотные группы по подготовке детей к школе. А раньше обычно было по 30, даже по 40 воспитанников в группах.

"Согласно Поручению Президента Республики Узбекистан от 19 декабря 2017 года перед МДО была поставлена задача по поэтапному переходу на обязательную одногодичную подготовку детей к школе. Будут организованы пилотные группы для детей 6-летнего возраста с 3-часовым посещением, т.е. в неделю ребенок получит 15-часовую образовательную программу. В этих группах у нас создаётся научная воспитательно-образовательная среда. Конечно, мы идём постепенно. Когда мы только приступили к своей деятельности, охват детей школьным образованием было всего 27 процентов, на данный момент уже - 34 процента. МДО поставил перед собой амбициозную задачу - таким образом, постепенно охватить детей дошкольным образованием", - разъясняет министр.

Уже внедрена электронная система EMIS, которая позволяет принимать в группу только по 25 человек. К 2021 году практически во всех группах во всех регионах страны будет такое количество детей.

Новое строительство, реконструкция и ГЧП

Конечно, сейчас не хватает детских садов, очень большие усилия выделяются в плане строительства, реконструкции. В инвестиционной программе 2019 года вообще убрали капитальный ремонт. Потому что МДО считает, что только новое строительство, реконструкция позволит увеличить охват детей в ДОУ.

Согласно постановлению Президента №3651, впервые в Узбекистане было разработано со стороны министерства дошкольного образования Положение о государственно-частном партнёрстве (ГЧП). В ней указано 10 моделей ГЧП, которые привлекли наших предпринимателей именно к этому направлению. В постановлении определены и льготы, и преференции определённого вида для таких предпринимателей. На данный момент уже зарегистрировано 741 соглашение по ГЧП, было выделено 100 млн долларов (это порядка 780 млрд). Из них на данный момент 620 млрд уже освоены.

Нехватка персонала в ДОУ

Педагогические кадры не потянутся, если у них не будет хорошей зарплаты в ДОУ.

По словам Агриппины Шин, в течении 27 лет, в системе дошкольного образования ни разу воспитателям и работникам ДОУ не повышались тарифные разряды. Впервые в марте месяце МДО вышло с предложением о повышении на 30 процентов всех базовых тарифных ставок педагогов. С сентября 2018 года ещё на 30 процентов поднимаются базовые тарифные ставки для педагогов имеющих высшее образование.

Сейчас разрабатывается проработка о материальном стимулировании дошкольного образования. Победителей конкурсов лучших воспитателей, лучших заведующих, лучший дефектологов планируется премировать суммами от 5 до 15 минимальных окладов.

Кроме этого, МДО выходит с предложением присвоить воспитателям групп по подготовке 6-летних детей к школе статус учителя . Естественно, они попадают под льготы, которые сейчас внедряется в народном образовании.

Также, кто хочет получить дополнительные услуги - это уже будут платные услуги. Есть постановление №414 о том, что нужно развивать не только государство, но и внебюджетную деятельность. Средства будут попадать на счёт ДОУ и педагогический коллектив сам будет распоряжаться ими.

Эксперимент организации питания

Всем известно, что были проблемы в системе по питанию в ДОУ. Когда организация питания проходила при ДОУ, были определённые нюансы - не все продукты питания доходили до пункта назначения. К тому же, заведующий и педагогический состав отвлекались от основного вида деятельности, т.е. они должны были заниматься ещё организацией питания. Сейчас обращается особое внимание на то, что это уже не ДЕТСКИЙ САД, а ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ.

"Здесь основная составляющая - образование, - говорит Шин. - Поэтому мы пришли к выводу, попробовать альтернативу организации питания, это - аутсорсинг. Почему в порядке эксперимента? По окончании определённого срока мы должны провести анализ и посмотреть - что же лучше? Здесь обязательно будет учитываться мнение родителей".

Подготовка и переподготовка кадров

Кадры решают всё. МДО с первых же дней столкнулся с этой проблемой. В настоящее время идёт увеличение ДОУ, в том числе и негосударственных. Если в январе их было больше 200, то сейчас уже около 600. Эта цифра день за днем увеличивается. Потому что открываются частные сады, открываются ДОУ на основе ГЧП и т.д. Естественно, потребность в кадрах очень велика.

"Если не будет кадров, мы не можем говорить ни о каком качестве дошкольного образования. Мы отработали вопрос переподготовки кадров. Очень много педагогов, которые не имеют дошкольного образования. Сейчас освобождаются педагоги в академических лицеях, колледжах - люди, имеющие педагогический опыт, но не имеющие базовое дошкольное образование. Для них при педуниверситетов были открыты 4-месячные курсы переподготовки, благодаря чему уже более 9 тысяч педагогов влились в состав ДОУ. Плюс к этому мы также продумали и такой гибкий модуль - для людей имеющих непедагогическое образование был организован 6-месячный курс, таких педгогов-неспециалистов - около 1500", - говорит министр дошкольного образования.

А также, нельзя забывать про Университет Пучон в Ташкенте. Уже прошли испытания 540 слушателей. Это будет новое поколение педагогов, которые будут иметь азы музыкального образования, спортивного образования и т.д.

Статистика

В стране сейчас около 2,5 млн детей от 3 до 7 лет. В настоящее время в республике насчитывается 6 154 ДОУ. Из которых 5586 - государственные, 568 - негосударственные ДОУ. На сегодняшний день 859 141 детей охвачены дошкольным образованием, это 34 % от общего количества.

"Мы организовались 30 сентября 2017 года и когда нам были переданы ДОУ, их было 4891. Уже сейчас у нас - 5586. Откуда столько садов? Мы провели полную паспортизацию, инвентаризацию, которые проводились впервые. Это совершенно посторонняя организация - независимая консалтинговая компания, которую мы наняли. В процессе мы узнали, что кроме наших государственных садов, существуют их филиалы, которые никем не контролируются. Поэтому из 800 таких филиалов около 600 преобразовали в самостоятельные ДОУ", - дополняет Шин.

Итого: не охвачено дошкольным образованием - больше 1 млн 600 детей. Где-то к 2030 году ставится планка охватить 85 процентов детей дошкольным образованием.

Новые модели

Цель МДО - обеспечить равноправный доступ и высокое качество дошкольного образования. В Узбекистане есть отдалённые сельские пункты, там нет детских садов, нет возможности получить дошкольное образование. Для того, чтобы обеспечить охват, со стороны МДО разработана альтернативная форма обучения - постановление о деятельности семейных ДОУ.

"Мы считаем, что именно в сельской местности они очень хорошо себя оправдают. В этом постановлении отмечено, что семейный детский сад имеет право получать прибыль. Кроме того, в помещении своего дома женщины, имеющие высшее образование, (исключение: здесь допускается даже средне-специальное образование) имеют возможности найма. Мы их зачисляем в штат и они получают зарплату. Мебель и методическое обеспечение - полностью берёт на себя МДО", - говорит Агриппина Шин.

Ещё одна модель, который сейчас предлагается и будет разрабатываться, это модель при махаллях, при помощи Исламского банка развития будет пристраиваться одна комната для обеспечения дошкольным образованием детей.

С января 2019 года каждому ребёнку с самого рождения будет присваиваться идентификационный номер и он будет прослеживаться дальше. Сейчас эти цифры берутся у Госкомстата, из Минюста и Министерства здравоохранения.

Дополнительные услуги

Внесли в проект постановления предложение о том, чтобы дошкольные образовательные учреждения могли оказывать услуги для родителей, которые работают допоздна, но это уже будет отдельная доплата.

Отчётность документаций

15 июля 2018 года вышло постановление о сокращении отчетности документаций, т.е. если раньше педагоги заполняли 9 видов документов, теперь их число сокращено до 4.

Надеемся, что все запущенные реформы в будущем найдут своё отражение на деле и нашим детям будет обеспечено качественное дошкольное образование, а педагогам будет предоставлена соответствующая заработная плата и льготы. Очень хочется, чтобы каждый ребенок пошёл в детский сад без слёз, а хорошие педагоги не покидали свою работу...

Лола Рахманбаева,

журналист Kun.uz

Top