Узбекистан | 11:11 / 20.09.2018
1967
5 минут чтения

В Узбекистане началось реформирование аудиторской отрасли (подробно)

Президент Узбекистана подписал постановление «О мерах по дальнейшему развитию аудиторской деятельности в Республике Узбекистан».

В документе перечислили проблемы и недостатки этой отрасли, в числе которых:

- низкий уровень доверия к аудиторским организациям, а также рассмотрение аудиторской проверки как излишней и обременительной административной процедуры, а не как гаранта подтверждения достоверности финансовой отчетности;

- имеющиеся ограничения и практика проведения конкурсов по отбору аудиторских организаций нередко способствуют недобросовестной конкуренции, в том числе ценовой, вследствие чего снижаются качество аудиторских услуг и достоверность аудиторских заключений; 

- действующая система специальной подготовки и повышения квалификации аудиторов носит формальный характер, не обеспечивает необходимый уровень профессиональной подготовки и качества аудиторских услуг, в том числе в соответствии с международными стандартами аудиторской деятельности, что приводит к падению престижа профессии аудитора; 

- отсутствует эффективная система внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, что при ограниченности мер правового воздействия лицензирующего органа не позволяет оперативно реагировать на факты оказания некачественных аудиторских услуг и недобросовестные действия аудиторов;

- неполное соответствие национальных стандартов аудиторской деятельности общепризнанным международным стандартам аудита, что не обеспечивает формирование у иностранных инвесторов понимания достоверности финансовой отчетности отечественных предприятий. 

Исходя из вышесказанных проблем, в Узбекистане планируют утвердить план мероприятий по дальнейшему развитию аудиторской деятельности.

Обратите внимание, что с 1 января 2019 года коммерческая организация, информация о которой не внесена в реестр аудиторских организаций, имеющих лицензию на осуществление аудиторской деятельности, в течение трех месяцев с даты внесения сведений о ней в Единый государственный реестр субъектов предпринимательства, не вправе использовать в своем наименовании слова «аудиторская организация».

Кроме этого, с 1 января 2019 года минимальное количество аудиторов, для которых аудиторская организация является основным местом работы, будет составлять не менее четырех штатных аудиторов.

Кстати, аудиторская проверка одного и того же хозяйствующего субъекта будет проводится не более семи лет подряд.

С 1 января 2019 года отменяются требования:

- к минимальному размеру уставного капитала аудиторских организаций;

- по аттестации руководителей аудиторских организаций;

- по выбору аудиторской организации для проведения внешнего аудита на конкурсной основе из перечня, определяемого Государственным комитетом по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции и Министерством финансов Республики Узбекистан, на предприятиях с пакетом акций (долей) государства в уставном капитале свыше 50 процентов. 

Ташкентскому финансовому институту совместно с Министерством финансов и Министерством высшего и среднего специального образования в установленном порядке на основе изучения международной практики в области бухгалтерского учета и аудита поручено в течение 2018/2019 учебного года провести комплексный анализ и мониторинг реализации учебных планов и программ в области бухгалтерского учета и аудита, а также принять меры по дальнейшему их совершенствованию и внедрению инновационных методов обучения.

Министерству финансов с Мининфоком в срок до 1 апреля 2019 года поручено разработать программный комплекс «Аудит», предназначенный для электронного взаимодействия с аудиторскими организациями, а также республиканскими общественными объединениями бухгалтеров и аудиторов.

Государственному налоговому комитету поручено обеспечить размещение на своем веб-сайте, ежегодно до 1 июля, следующей информации о хозяйствующих субъектах, прошедших обязательную аудиторскую проверку:

- идентифицирующие данные хозяйствующего субъекта (наименование и идентификационный номер налогоплательщика);

- идентифицирующие данные аудиторской организации (наименование, дата и номер лицензии на осуществление аудиторской деятельности);

- копия аудиторского заключения.

б) своевременное принятие мер в отношении хозяйствующих субъектов, не проводивших обязательную аудиторскую проверку;

в) формирование базы данных по хозяйствующим субъектам, подлежащим обязательной аудиторской проверке, а также финансовым санкциям, примененным к хозяйствующим субъектам, уклонившимся от проведения обязательной аудиторской проверки, и их должностным лицам. 

При этом с 1 января 2020 года ежегодной обязательной аудиторской проверке будут подлежат коммерческие организации при одновременном выполнении двух из следующих условий по итогам отчетного года:

- балансовая стоимость активов свыше 100-тысячекратного размера минимальной заработной платы; 

- выручка от реализации продукции (работ, услуг) более 200-тысячекратного размера минимальной заработной платы;

- среднегодовая численность работников свыше 100 человек.

Согласно постановлению президента, до конца этого года действующие аудиторские организации получат лицензии нового образца.

 

Новости по теме