Экономика | 19:30 / 02.10.2018
4291
8 минут чтения

Центральный банк ужесточил денежно-кредитную политику. Чем это вызвано и чего стоит ожидать?

Фото: KUN.UZ

25 сентября текущего года правление Центрального банка приняло решение о повышении ставки рефинансирования на два процентных пункта — до 16 процентов годовых, говорит Собир Алиев.

Как сообщается на сайте ЦБ, данное решение принято с учетом изменения внешних условий и направлено на снижение инфляционного давления на фоне повышения инфляционных ожиданий, роста регулируемых цен и возрастающего давления валютного курса на цены.

То есть сделан шаг по ужесточению денежно-кредитной политики. Чем это вызвано?

Причин несколько. В частности, как отмечается в сообщении Центрального банка, в начале текущего года, согласно базовому сценарию развития экономики, ЦБ прогнозировал годовую инфляцию в пределах 11,5—13,5 процента по итогам 2018 года. Но для этого должно было совпасть несколько факторов — сохранение благоприятных внешнеэкономических условий с дальнейшим укреплением макроэкономической стабильности в странах — основных торговых партнерах Узбекистана, умеренное повышение регулируемых цен и тарифов, сбалансированное исполнение консолидированного Государственного бюджета и сдержанные темпы роста кредитования экономики.

Не совпало. Инфляционные риски усилились, особенно в последнее время. Так, началось ослабление курса сума.  С началом либерализации валютной политики валютный курс формируется исключительно под воздействием текущего соотношения спроса на иностранную валюту и ее предложения. Этим объясняются колебания обменного курса сума. В начале года, когда традиционно невысока производственная и, следовательно, экспортная активность, а денежные переводы из-за границы снижаются, так как многие соотечественники, работающие за рубежом, предпочитают зимовать дома, национальная валюта, пусть и незначительно, но ослабла — с 8 139 до 8 189 сумов за один доллар США. Затем, когда в марте—июле валютные поступления увеличились за счет активизации экспорта и из других источников, к началу августа обменный курс укрепился до 7 782 сумов за один доллар США. 

Но с августа на динамику обменного курса начали сильно воздействовать внешние факторы, прежде всего девальвация валют в странах, которые являются активными торговыми партнерами Узбекистана: России, Казахстане, Китае, Турции. Как показывает практика, изменения валютных курсов в странах — торговых партнерах отражаются на курсе национальной валюты не сразу, а спустя один—три месяца. Данный процесс снижает конкурентоспособность наших предприятий-экспортеров из-за роста цен на их продукцию на рынках указанных стран. Девальвация сказалась и на снижении суммы переводов наших соотечественников, работающих в основном в России. Под влиянием указанных факторов сум снова начал слабеть. 

К тому же, как сообщает Центральный банк, отмечаются высокие темпы роста объемов кредитования как потребительского, так и инвестиционного. Продолжилась либерализация регулируемых цен, которая неизбежна в рыночных условиях, но сказывается на росте инфляции. В связи с увеличением, по сравнению с запланированными показателями, бюджетных расходов возросли риски несбалансированного исполнения консолидированного Государственного бюджета.

С учетом вышеуказанных факторов вероятность превышения первоначальных прогнозных показателей инфляции на 2018 год усилилась, и ожидаемый до конца 2018 года уровень годовой инфляции пересмотрен до 16-17 процентов

Поэтому повышение ставки рефинансирования направлено в первую очередь на минимизацию рисков, связанных с ростом инфляционных ожиданий и усилением внешних проинфляционных факторов. При этом, как считают в ЦБ, данное решение не окажет существенного воздействия на темпы экономического роста, так как, во-первых, порядка половины роста кредитных вложений приходится на долю кредитов, выделяемых в рамках государственных программ. Во-вторых, внедрение с 1 октября новых правил и норм обязательного резервирования банками позволит снизить процентную нагрузку на банки по привлеченным депозитам, устранив необходимость увеличения кредитных ставок даже при росте ставок по депозитам. 

При этом, как обещается, Центральный банк продолжит внимательно следить за инфляционными рисками и применять последовательный подход, основанный на анализе поступающих данных. Будут использоваться все имеющиеся инструменты денежно-кредитной политики для обеспечения условий, не допускающих усиление монетарных факторов роста цен. То есть повышение ставки рефинансирования — мера крайняя, но вынужденная, свидетельствующая о состоянии экономики.

Если обратиться к комментариям специалистов, то они исходят из того, что ставка рефинансирования представляет собой основную учетную ставку, под которую центральные банки осуществляют выдачу кредитных ресурсов коммерческим банкам. Изменением процентной ставки ЦБ может влиять на ставки по кредитам коммерческих банков, на уровень инфляции в стране и курс национальной валюты, то есть осуществлять денежно-кредитную политику. При этом повышение ставки рефинансирования может сдерживать инфляцию и поддержать национальную валюту, но удорожание кредитных ресурсов чревато падением деловой активности, особенно в секторе малого бизнеса и частного предпринимательства. В свою очередь снижение процентных ставок направлено на увеличение деловой активности, но также ведет к росту инфляции. Таким образом величиной процентной ставки национальные банки регулируют внутренний валютный курс и экономику в целом. 

Если мы обратимся к практике, то в развитых странах, где стараются, несмотря на инфляционные риски, повысить деловую активность и объемы кредитования для роста экономики, ставка рефинансирования, или учетная ставка составляет менее одного процента. Есть и примеры, когда учетная ставка была даже отрицательной. То есть центральные банки, располагая достаточными ресурсами, таким образом стимулировали коммерческие банки брать деньги на потребительское или инвестиционное кредитование.  

Ставка рефинансирования влияет и на стоимость кредитов для населения. Чем она выше, тем дороже потребительские кредиты у коммерческих банков, тем меньше желающих их брать. Это в свою очередь ведет к снижению покупательской способности населения и, соответственно, к снижению спроса на товары и услуги. Снижение спроса, конечно, может «тормознуть» цены и сбить инфляцию. Но насколько эффективен этот механизм?

Повторимся, что повышение Центральным банком ставки рефинансирования — мера, вынужденная. Хочется надеяться, что со временем она будет снижаться. Но это при условии повышения конкурентоспособности отечественной экономики, наращивания экспортного потенциала, причем не сырья, а готовой продукции с высокой добавленной стоимостью, максимального снижения зависимости от импорта и т. д. Причем эти задачи постоянно озвучивает руководство страны, но они еще не в должной мере решаются как на отраслевом, так и территориальном уровне.

Так что роль внешних факторов в определении ставки рефинансирования пока достаточно высока, но нельзя недооценивать и внутренний потенциал, который необходимо задействовать в полной мере.

Новости по теме