20:22 / 11.10.2018
10636

СМИ: в доме Гульнары и в ее сейфах были обнаружены часы и ювелирные украшения на сумму 38 млн франков

Фото: Wikipedia

С 2006 по 2009 годы компания Zeromax оплачивала счета дочери бывшего президента Узбекистана, сообщают швейцарские издания Tages-Anzeiger и Tribune de Genève.

В интервью «Нашей Газете» в 2009 году Гульнара Каримова утверждала, что не имеет отношения к Zeromax.

В 2008 году Гульнара Каримова была назначена постоянным представителем Узбекистана при ООН и других международных организациях в Женеве. В 2013 году она лишилась дипломатического иммунитета: прокуратура Швейцарии открыла в отношении нее уголовное дело по подозрению в отмывании денег и заморозила 800 млн франков на ее швейцарских счетах. В родном Узбекистане Гульнару также обвинили в растрате и заключили под домашний арест. Сейчас власти Швейцарии рассматривают вопрос, что делать с заблокированными миллионами на счетах Каримовой. Среди претендентов на эти деньги – кредиторы компании Zeromax и узбекский народ.

Компания Zeromax была зарегистрирована в Цуге в 2005 году и проводила сделки Узбекистана по торговле нефтью и газом. В 2010 году Zeromax обанкротилась, оставив после себя гигантские долги в размере 5,6 млрд франков перед 191 кредитором. От банкротства компании пострадали многие компании в Швейцарии и Германии, которые считают, что Zeromax принадлежала Каримовой, и требуют передать им часть замороженных активов Гульнары в качестве возмещения ущерба. Например, Юрген С., директор швабской строительной фирмы, рассказал Tages-Anzeiger, что до сих пор ждет, когда ему заплатят за изготовление роскошных лестничных перил для президентского дворца в Ташкенте, выполненных по заказу Zeromax и стоивших миллионы евро.

Zeromax часто упоминается в связи с Гульнарой Каримовой, хотя кто на самом деле контролировал компанию доподлинно неизвестно. В 2009 году в интервью «Нашей Газете» на вопрос, имеет ли Гульнара Каримова отношение к Zeromax, она ответила следующее: «Такая информация, действительно, промелькнула как-то в Интернете и с тех пор прицепилась ко мне. К этой компании я не имею отношения, хотя, конечно, прекрасно с ней знакома не только потому, что в ней работает несколько моих друзей, но и по той роли, которую она играет в жизни нашей страны».

Журналисты Tages-Anzeiger и Tribune de Genève считают иначе. В их руки попал полицейский отчет, составленный в 2016 году. Из документа стало известно, что во время обысков в доме Гульнары и в ее сейфах в женевском банке Lombard Odier были обнаружены часы и ювелирные украшения на сумму 38 млн франков, в том числе колье с рубинами и кольцо с гигантским красным бриллиантом. Кроме того, в полицейском докладе фигурируют счета, которые швейцарские и немецкие компании присылали Каримовой за ремонт ее виллы «Магнолия» в Колоньи, информация о покупке недвижимости во Франции и Гонконге, платежи за трансфер европейских футболистов в Узбекистан. Некоторые из этих счетов Гульнара оплачивала не сама, а перенаправляла компании Zeromax. Общая сумма платежей, осуществленных Zeromax в интересах и, как предполагают журналисты, по поручению Каримовой, составляет 127 млн франков.

TdG сообщает, что следователи также нашли доказательства перевода денег со счетов Zeromax в цюрихском филиале Газпромбанка на счета оффшорных компаний, которые могут быть связаны с Каримовой: с 2006 по 2009 годы было переведено 370 млн франков. Вскоре после этого, в 2010 году, Zeromax, из которой вывели все деньги, обанкротилась.

В швейцарском торговом реестре компания зарегистрирована на имена двух граждан Узбекистана. До 2017 года дело о банкротстве Zeromax было частью расследования против Каримовой. Однако позже федеральный уголовной суд решил, что многочисленные платежи, проведенные Zeromax в пользу Каримовой, не свидетельствуют о том, что «Гульнара Каримова осуществляла контроль над этой компанией». Суд посчитал более важными показания бывших менеджеров Zeromax, утверждавших, что Каримова не связана с компанией. Впрочем, адвокаты кредиторов Zeromax считают, что менеджеры давали показания под давлением.

9 мая Федеральный совет принял предварительное решение: заблокированные 800 миллионов франков должны быть возвращены в Узбекистан в полном объеме, так как деньги «предположительно, были получены в результате коррупционных действий в ущерб узбекскому государству».

Top