Эксперт: для многих европейцев Узбекистан, это такая же страна, как и другие с окончанием «стан»
Сегодня правительство Узбекистана делает многое, чтобы изменить ситуацию в сфере туризма, приняты ряд мер, многие из которых уже реализованы. Но, несмотря на игру контрастов, до недавнего времени, Узбекистан не особо пользовался спросом среди туристов. Высокие цены на перелёт, проживание, слабое развитие транспортной системы, отсутствие PR-стратегии страны — делают Узбекистан не самым популярным, сообщает информационно-аналитический Центр по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве.
Куда ехать?
Очень интересными оказались аналитические данные по итогам раннего бронирования портала «Туту.ру» (российский сервер путешествий). Оказалось, что спрос на новогодние билеты в Европу за год упал почти на 20%. Рейтинг самых раскупаемых направлений впервые возглавил Узбекистан, который в прошлом году занимал только седьмую строчку рейтинга. На втором месте Германия, на третьем — Чехия. В прошлые праздничные каникулы лидировали Германия, Чехия и Молдавия. Каким образом Узбекистан оказался на первом месте? По мнению экспертов, часть статистики приходится на путешествия трудовых мигрантов домой. Другая часть путешественников в Узбекистан — это туристы, которые едут на отдых в тёплую страну, в которой сложно замерзнуть, и, в то же время, можно покататься на лыжах, сноуборде в урочище Чимган.
Динамика в цифрах
Узбекистан стал более открытым миру и процесс сокращения различных препятствий продолжается. При внедрении новшеств главный показатель успеха — это результат. В данном случае — это динамика туристического потока. Для многих европейцев Узбекистан, это такая же страна, как и другие с окончанием «стан». Они и не предполагали, какие исторические достопримечательности можно здесь увидеть. Но, если судить по цифрам, это незнание в прошлом. Исследуя показатели динамики турпотока, на первом месте — Япония, затем страны консульского округа дипмиссии, Польша, Америка, Канада и Италия. Именно так сформировался рейтинг топ-стран, жители которых проявили интерес к Узбекистану в 2018 году. Общее число посещений Узбекистана иностранными гражданами за 9 месяцев 2018 года увеличилось до 3,9 миллионов посетителей, тогда как за аналогичный период 2017 года этот показатель составлял 1,9 миллионов человек.
Однако, такой разброс стран говорит скорее о формировании образ Узбекистана как страны экзотической, которая может стать приятным приключением на краткосрочный период. Для этого необходимо тщательней проработать PR-стратегию страны, сделав акцент не только на осмотр достопримечательностей и дегустацию национальной кухни. Интересно, что несмотря на динамику туристического потока из России, страна не является лидером в этом вопросе. Очевидно, что одним из главных «проблемных» моментов остается транспортная логистика.
Билеты в космос
Несмотря на то, что вопросы транспортной логистики и ее доступности обсуждаются регулярно, стоимость действительно снижается за счет увеличения количества рейсов, но серьезное решение проблемы только предстоит.
Недавно президент подписал постановление «О мерах по развитию въездного туризма». Согласно этому документу, аэропорт «Карши» будет выведен из состава НАК «Узбекистон Хаво йуллари» («Узбекские авиалинии») и на его территории будет соблюдаться режим «открытого неба», в том числе с привлечением лоукостеров. Но когда в Узбекистане начнет функционировать лоукост неизвестно, будет ли свой флот, как это отразится на ценовой политике пока можно только предполагать. Режим «открытого неба» в Узбекистане пока находится в режиме ожидания. Официальной информации о том, что началась работа по созданию лоукостов в стране не было. И цены на авиабилеты не изменились. Планы - это хорошо, но, к примеру, внутренний турист ждать не хочет. Многие вылетают из соседнего Казахстана, что выходит значительно дешевле, даже с учетом дороги от Ташкента до Чимкента. Турпакеты у казахстанских операторов дешевле тех, что предлагают в Ташкенте, в среднем на 30-50%. Отсюда еще один сдерживающий фактор: «текучка» внутренних туристов.
Welcome to the Hotel… Uzbekistan
С гостиницами, хостелами и гостевыми дворами в стране, где гостеприимство является частью национальной культуры — довольно сложно. Да и цены оставляют желать лучшего. К примеру, сайт booking.com, при запросе цен за проживание 5 ночей в Ташкенте, с отметкой до 3 500 рублей за ночь, выдает 40 результатов. В основном это хостелы и отели категории 3***. Цена за 5 ночей варьируется от 7000 до 17 000 рублей. Разумеется, чем выше класс отеля, тем выше цена. Так, проживание в известном отеле «Узбекистан» обойдется в 28 500 рублей за 5 дней.
В ожидании прихода «невидимой руки рынка» было выпущено постановление президента о мерах по развитию въездного туризма и в 2017 году было создано 101 средство размещения с общим номерным фондом 1 355 мест. Теперь, хостелы могут быть расположены в многоэтажных домах.
Стоит, однако, отметить, что несмотря на все выгоды для предпринимателя, уровень сервиса некоторых гостиниц оставляет желать лучшего. Особо хотелось бы отметить «странные» режимы работы лобби-баров (при наличии). Система пока не налажена, но, как уже отмечалось ранее, если Узбекистан нацелен на привлечении постоянного потока туристов, а не на разовый туризм – именно такие мелочи европейского комфорта являются важной частью гостиничного бизнеса.
Вызывают, к примеру, вопросы запрет о заселении неженатой пары в один номер (такие таблички стоят в лобби некоторых гостиниц).
Безусловно, в чужой монастырь со своим уставом не ходят, но вряд ли это добавляет привлекательности в туристическом плане, для молодых студентов из соседнего стана, для которых цена на номер таким образом может делиться на 2.
IT- новшества
C 15 июля в Узбекистане сделали важный шаг – наконец освободили туристов от ответственности за регистрацию - запущены три удалённых способа регистрации иностранных граждан и лиц без гражданства через систему emehmon.uz. За месяц через данный сервис Узбекистан выдал 5025 электронных виз.
Госкомтуризма Узбекистана также сотрудничает еще с несколькими IT-компаниями по внедрению новых услуг SMART-туризма. В их числе, проект по внедрению единой туристической карты Uzbekistan pass. Суть разработки в том, чтобы получить электронную регистрацию и электронный посадочный билет за 24 часа до отбытия самолета или поезда. Помимо этого, есть еще масса опций: информация о скидках, возможность брони отелей, заказ услуг гида, также имеется кнопка SOS. В случае возникновения ЧП, автоматически определяется местонахождение человека. На этот запрос реагируют ближайшие отделения правоохранительных органов или МЧС.
Однако вопрос с постоянными точками Wi-Fi доступа остается открытым. Несмотря на то, что совсем недавно запустили удобнейшую программу туристических симкарт, работающих «под ключ» за приемлемые деньги – «поймать» связь в Узбекистане все еще приключение.
Интернет в стране также, как и Wi-Fi в общественных местах, пока не соответствует ожиданиям не только туристов, но и местных жителей.
Почему Узбекистан пока не стал туристическим центром?
Запланировано много изменений и новшеств, реализация которых полностью модернизирует сферу туризма в Узбекистане. Но сегодня наблюдается ряд сдерживающих факторов и в первую очередь, это касается временных издержек. Невозможно реформировать отрасль, построить новые отели и охватить весь турпоток за один год. Для реализации нужны время и инвестиции. Если время терпит, то с инвесторами не все так просто. Поэтому проводятся различные инвестиционные форумы, чтобы привлекать внимание и финансирование. Но неизвестно, когда инвестиционный форум, проведенный сегодня, даст свои результаты. Хотя зачастую, договоры заключаются на самих форумах, инвестпоток увеличивается, что внушает надежду.
Ремонт дорог — отдельная больная тема для всех узбекистанцев. Да, многое делается, чтобы эту проблему устранить, но устранения происходят поэтапно и сказать точную дату, когда все дороги в Узбекистане будут соответствовать ожиданиям международных туристов, невозможно. Так же и с гостиницами, их катастрофически не хватает. Поэтому предпринимателям предоставлены льготы, преференции.
Но проблема пока имеет место быть: турпоток высок, гостиниц мало. Необходимо несколько лет, чтобы завершить строительные работы, тогда и уровень конкуренции в стране будет более высокий, что повлечет снижение ценового диапозона на услуги отелей, хостелов и т.д.
Известный факт, что авиабилеты в Узбекистане дорогие. Причем это касается не только международных направлений, но и местных. Несмотря на сложности, работа над пиар-продвижением страны ведется. Тематические проморолики распространяются в зарубежных СМИ, организуются пресс-туры. Популяризация туризма в Узбекистане в основном происходит благодаря совместной работе с посольствами и журналистами.
Мировое сообщество с интересом смотрит на изменения в Узбекистане, и многие зарубежные инвесторы заинтересованы открывать свой бизнес в этой стране. Важно понимать, что рынок туризма в Узбекистане сегодня открытый, и может пополняться новыми игроками.
Узбекистану есть чем удивлять мир. Сегодня в стране прилагается максимум усилий для того, чтобы раскрыть потенциал, привлечь и приятно удивить туристов со всего мира. Безусловно, впереди еще много работы, так как модернизация явление не молниеносное.
Но главное, что начало уже положено и многое действительно воплощается в реальность, а не просто остается на бумаге.
Новости по теме
13:47 / 12.11.2024
Военные Узбекистана и Казахстана начали совместные учения
13:46 / 12.11.2024
В Узбекистане работают над законом о запрете ЛГБТ-пропаганды
12:13 / 12.11.2024
Узбекистан намерен привлечь 2,5 млрд долларов инвестиций саудовских компаний
10:25 / 08.11.2024