Узбекистан | 22:09 / 06.02.2019
3757
8 минут чтения

​Мирзиёев: план по экспорту плодоовощной продукции не был выполнен ни в одном регионе

Фото: Пресс-служба Президента

6 февраля под председательством президента Узбекистана состоялось видеоселекторное совещание, посвященное важнейшим задачам увеличения объемов экспорта в отраслях экономики и регионах.

На совещании президент отметил необходимость диверсификации структуры экспорта, доведения доли несырьевой продукции минимум до 60 процентов. С этой целью поручено разработать национальную экспортную стратегию Республики Узбекистан на 2019-2025 годы.

Данная стратегия должна будет охватить вопросы перевода оказываемых экспортерам государственных услуг полностью в электронную форму, их финансовой поддержки, вхождения в рейтинге «Doing Business» в число 50 стран с наиболее высокими показателями внешней торговли. Исходя из зарубежного опыта для координации деятельности экспортеров и оказания им всестороннего содействия будет организована Ассамблея экспортеров Узбекистана.

Также обсуждены вопросы устранения допущенных недостатков в наращивании экспорта, активизации этой работы.

Отмечалось, что в прошлом году не был выполнен прогноз по региональному экспорту, особенно неудовлетворительны показатели в Кашкадарьинской, Сурхандарьинской, Самаркандской, Джизакской, Наманганской областях и городе Ташкенте.

Подвергнут критике тот факт, что показатели регионального экспорта плодоовощной продукции оказались намного ниже прогнозированных, соответствующий план не был выполнен ни в одном регионе.

Естественно, экспорт зависит и от конъюнктуры на мировом рынке. Зарубежные эксперты прогнозируют, что мировые цены на основные сырьевые продукты будут низкими и в нынешнем году. В связи с этим прогноз по экспорту на 2019 год определен в размере, на 30 процентов больше прошлогоднего.

Глава государства указал на необходимость выполнения экспортного прогноза на основе точных расчетов и предложил внедрить новую систему в этой сфере.

Так, прежде всего, будет кардинально усовершенствована деятельность Республиканского штаба по экспорту. Представители штаба будут закреплены за Республикой Каракалпакстан и областями.

Также заместители и советники премьер-министра будут нести персональную ответственность за выполнение прогноза по экспорту в курируемых ими министерствах, ведомствах и хозяйственных объединениях.

Республиканский штаб по экспорту, заместитель премьер-министра и Министерство инвестиций и внешней торговли разработают десятидневные графики экспорта по отраслям и регионам, примут меры по обеспечению безусловного исполнения заключенных экспортных договоров и подписанию дополнительных соглашений.

Во-вторых, в каждой области, районе и городе будут организованы постоянно действующие штабы по экспорту. Под их руководством будет сформирована целостная система, охватывающая процессы от оптимального размещения экспортоориентированных культур, обеспечения хозяйств качественными семенами и саженцами, уборки урожая без потерь, его сортировки, упаковки, хранения и переработки вплоть до доставки продукции на внешний рынок. Вместе с тем эти штабы будут содействовать решению вопросов внутренней и внешней логистики, сертификации, увеличению экспорта малого бизнеса и, при необходимости, выделению кредитов для пополнения оборотных средств.

В соответствии с этими задачами в состав областных, районных и городских штабов будут включены представители территориальных управлений и отделов республиканских ведомств по экономике, сельскому хозяйству, транспорту, энергетике, таможне, стандартизации, карантину и Торгово-промышленной палаты, а также коммерческих банков.

Штабы в регионах обязаны постоянно работать с экспортерами и оперативно решать их проблемы, отмечалось на совещании. Результаты проделанной работы будут вноситься в базу данных и контролироваться в режиме онлайн.

В-третьих, министры и руководители хозяйственных объединений будут отвечать за выполнение экспортного прогноза в курируемых отраслях.

К примеру, ассоциация «Узтукимачиликсаноат» будет отвечать за весь цикл от производства хлопка-сырца в кластерах до экспорта всей произведенной по республике текстильной продукции.

Отмечалась необходимость расширения производства товаров с высокой добавленной стоимостью с применением современных технологий в отраслях.

В-четвертых, Министерство инвестиций и внешней торговли, эффективно наладив национальную систему поддержки экспорта, будет содействовать выходу предприятий на внешний рынок, принимать меры по их финансовой поддержке и страхованию рисков. Отмечалось, что эта система должна тесно взаимодействовать с штабами по экспорту, самое важное – предприятия должны почувствовать эффект от ее деятельности.

В-пятых, в обеспечении экспорта будут непосредственно участвовать все министерства и ведомства.

В частности, министерства иностранных дел, инвестиций и внешней торговли совместно с послами будут выявлять спрос и заказчиков в зарубежных странах и регулярно информировать штабы по экспорту.

Закрепленные за регионами послы будут содействовать хокимиятам в поиске покупателей на внешнем рынке и участию отечественных предприятий в зарубежных выставках.

В-шестых, будет уделено большое внимание улучшению транспортных и логистических услуг.

Как известно, через Узбекистан пролегает более 20 международных транспортных коридоров и маршрутов, установлено сотрудничество с 30 государствами в области международных автомобильных грузоперевозок. Однако логистика и дорожная инфраструктура, мощность пограничных таможенных пунктов не отвечают полностью все более возрастающим требованиям транзита.

В связи с этим ответственным лицам даны поручения по дальнейшему развитию центров логистики и придорожной инфраструктуры, улучшению технического состояния и пропускной способности пограничных таможенных пунктов, активному внедрению информационных технологий в процесс оформления транспортных средств и грузов.

Поставлена задача оптимизировать тарифную политику по перевозке пассажиров и товаров воздушным транспортом, содействовать частным операторам в организации вагонного парка, добиться у стран-транзитеров скидок для отечественных экспортеров. 

В-седьмых, стандартизация и сертификация экспортных товаров не отвечает требованиям, большинство стандартов не соответствует мировым, что создает серьезные сложности при экспорте. В связи с этим агентству «Узстандарт» поручено устранить совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами имеющиеся недостатки в сфере сертификации и стандартизации.

На совещании обсуждены также вопросы эффективной организации экспорта плодоовощной продукции. Указано на необходимость оптимального размещения сельхозкультур в 67 специализирующихся на плодоовощеводстве районах, отправки на экспорт минимум 25 процентов выращенной продукции.

Рекомендовано создать плодоовощеводческие кластеры в этих районах, увеличить число современных перерабатывающих предприятий.

«Следует точно понимать: без качественного выращивания экспортоориентированных фруктов и овощей, поставки их за рубеж в течение года невозможно резко увеличить их экспорт», - сказал Шавкат Мирзиёев.

Даны указания по открытию «зеленых коридоров» с Казахстаном, Кыргызстаном, Беларусью и странами Прибалтики для создания удобств экспортерам плодоовощной продукции, выходу на рынки Китая, Южной Кореи, Японии, Индии, США и Европы с получением в установленном порядке разрешений карантинных служб.

На совещании рассмотрена еще одна актуальная задача – расширение экспорта услуг, особенно развитие туризма.

Подчеркнуто, что макроэкономическая стабильность во многом зависит и от упорядочения импорта, уделено внимание вопросам увеличения производства импортозамещающей продукции, совершенствования политики тарифного и нетарифного регулирования.

По обсужденным на совещании вопросам заслушаны отчеты ответственных руководителей.

Новости по теме