21:16 / 18.02.2019
5090

«Узбекистон хаво йуллари»: советская модель управления, долговой кризис и монополия

Поскольку Узбекистан - единственная в мире страна такого размера, которая, как и ее соседи, не имеет выхода к морю, воздушное сообщение имеет для нее огромное значение. Об этом говорится в докладе Группы Всемирного банка «Создание рынков в Узбекистане. От стабилизации к конкуретноспособности».

«Пассажиры, совершающие деловые поездки, и туристы не станут приезжать в страну поездом или автотранспортом, и для большей части продукции Узбекистана, особенно дорогостоящих и скоропортящихся товаров, требуются надежные и конкурентоспособные воздушный транспорт и логистика», - отмечается в докладе.

Сообщается, что национальный перевозчик, аэропорт и авиадиспетчерская служба вертикально интегрированы и работают как одна организация.

По мнению специалистов, НАК «Узбекистон хаво йуллари» все еще придерживается старой советской модели в отношении управления воздушным транспортом: одно предприятие управляет авиакомпанией, аэропортом и авиадиспетчерской службой, являясь одной из последних организаций такого рода в мире.

«Надзор за безопасностью был выделен из НАК в отдельную структуру, в соответствии с рекомендациями Международной организации гражданской авиации (ИКАО), но его финансирование по-прежнему осуществляется национальным перевозчиком. В современных секторах воздушного транспорта выделяются структуры, занимающиеся определением политики, регулирующим надзором, работой авиакомпании и аэропорта. Государство защищает интересы НАК на том основании, что НАК считается важной составляющей для развития национальной экономики», - говорят эксперты.

В свою очередь, эта политика серьезно ограничивает доступ международных авиакомпаний в Узбекистан и, основываясь на консультациях с участниками рынка, приводит к неудовлетворенному спросу на дополнительные рейсы.

Специалисты отметили, что государству необходимо заключить соглашения по открытому небу для повышения конкуренции и увеличения полетов в Узбекистан, из Узбекистана и над Узбекистаном. В то же время, долг государственного предприятия представляет серьезную проблему.

«При правильных инвестициях и льготах, «Узбекистон хаво йуллари» могла бы утвердиться на растущем, но конкурентном рынке, по примеру Emirates Airlines и Singapore Airlines, которые являются государственными компаниями. В ближайшее время она, скорее всего, столкнется с серьезным долговым кризисом. В связи с покупками новых самолетов и расширением аэропортовой инфраструктуры, «Узбекистон хаво йуллари» имеет очень большой долг – эта проблема должна быть решена немедленно», - сказали эксперты.

Они также отмечают, что регулирование «Узбекистон хаво йуллари» создает большие искажения в ущерб путешественникам и частным компаниям, тормозя рыночную конкуренцию и ограничивая воздушный доступ в страну.

«Национальный перевозчик имеет неограниченную власть свободно устанавливать цены на аэропортовые услуги через свои вертикально интегрированные компании. Без нормативно-правовой базы, защищающей других пользователей инфраструктуры, «Узбекистон хаво йуллари» сможет дискриминировать иностранных перевозчиков и их пассажиров, устанавливая более высокие цены за топливо и пользуясь огромными скидками на аэропортовые взносы и сборы», - говорят представители ВБ.

Напомним, в ноябре 2018 года президент Узбекистана подписал указ «О мерах по кардинальному совершенствованию гражданской авиации Республики Узбекистан».

Документ предусматривает создание акционерного общества Uzbekistan Airways на базе дирекции НАК «Узбекистон хаво йуллари», а также государственных унитарных предприятий «Летный комплекс», «Главное агентство воздушных сообщений» и «Комплекс материально-технического снабжения «Узавиатехснаб».

Также создается акционерное общество Uzbekistan Airports, общество с ограниченной ответственностью Uzbekistan Helicopters на базе ГУП «Авиакомпания специальных авиационных работ». Государственное предприятие «Центр «Узаэронавигация» передано в ведение Кабинета Министров.

Кабинету Министров в срок до 1 мая 2019 года по итогам проведенной работы группы Всемирного банка было поручено утвердить «дорожную карту» по реформированию сферы авиационного транспорта и широкому привлечению частных, включая прямых иностранных инвестиций, в развитие аэропортов в 2019-2030 годах.

Top