Узбекистан | 15:45 / 26.02.2019
17055
7 минут чтения

Немецкие компании не могут найти сотрудников, а узбекистанцы - работу

Количество открытых вакансий в немецких компаниях выросло до рекордного уровня, сообщает русская служба DW. При этом в Узбекистане заявляют, что не могут обеспечить всех работой.

Германия

В четвертом квартале 2018 года в Германии было свободно около 1,4 млн рабочих мест, следует из данных Института исследований рынка труда и карьеры (IAB), опубликованных во вторник, 19 февраля. По сравнению с третьим кварталом их число выросло на 221 тыс.

Открытые вакансии присутствуют «во всех секторах экономики», подчеркивает исследователь рынка труда Александер Кубис (Alexander Kubis). При этом в западных регионах ФРГ свободно значительно больше рабочих мест, чем на востоке страны - 1,13 млн против 325 тыс.

В среднем на сто официально трудоустроенных в Германии приходится 3,5 вакансии, следует из данных IAB. Отмечается, что институт проводит подобные исследования четыре раза в год.

Узбекистан

13 ноября 2018 года министр занятости и трудовых отношения Узбекистана Шерзод Кудбиев сообщил, что «на рынок труда ежегодно поступают 700 тыс. молодых людей».

«Мы не можем генерировать столько рабочих мест. Единственный выход - это бизнес, который будет развиваться, и создавать рабочие места», - сказал он.

В докладе Группы Всемирного банка (ВБ) «Создание рынков в Узбекистане. От стабилизации к конкуретноспособности» говорится, что экономика Узбекистана не добилась высоких результатов в создании рабочих мест. 

Как сообщают эксперты ВБ, обзор сопоставимых стран, составленный с помощью методологии Международной организации труда (МОТ), показывает относительно высокий уровень безработицы, составлявший около 7 процентов в 2017 году.

По мнению специалистов, наибольшее воздействие оказывается на молодежь - примерно один из десяти человек в возрасте от 20 до 24 лет не ищет работу потому, что он считает, что он не сможет ее найти. Уровень безработицы среди молодежи составляют около 18 процентов, что в два раза больше общего уровня безработицы. Это привело к значительной эмиграции: одно из пяти лиц мужского пола является международным мигрантом, а каждый третий узбек мужского пола в возрасте от 20 до 24 лет уезжает из страны.

В Узбекистане наблюдается проблема безработицы. Узбекистан мог бы экспортировать рабочую силу в Германию, но есть несколько проблем.

Во-первых, Узбекистан не является членом Европейского союза. В свою очередь нужны визы и документы. Гражданам Латвии и Польши намного легче найти работу в Германии, чем узбекистанцам. Значит от правительства Узбекистана требуется работа в установлении взаимных и прочных связей с Германией. Это может быть межправительственное соглашение о трудовых мигрантах или какой-либо меморандум.

Во-вторых, Узбекистан не смог подготовить высококвалифицированные кадры в сфере промышленности и услуг. Открыли колледжи, потратили миллиарды сумов, но результаты не оправдали себя. В целом идея создание колледжей была актуальной и правильной. Узбекистану и миру нужны профессиональные специалисты в сфере промышленности, сельского хозяйства, строительства и т.д. Но не было системной работы. В массовом порядке готовили непрофессиональных специалистов. Не было взаимных связей между министерствами и бизнесом. В результате многие выпускники колледжей с метлой и лопатой в руках оказались в России.

В-третьих, сами дети учились «ради галочки». Дети не были заинтересованы в учебе.

«Укиб нима киласан, барибир битириб Россияга кетамиз», - говорили многие. (Зачем учиться, все равно после окончания в Россию уедем – перевод).

Да были и отличники, но они обычно использовали колледж для своих целей. Родители договаривались с преподавателями, и ребенок вместо колледжа ходил к репетитору. Например, каждый год один колледж легкой промышленности заканчивали 60 детей, но ни один из них никогда не работал в этой сфере.

Напомним, в июле 2018 года Шавкат Мирзиёев подверг критике выпускников колледжей, которые не могут написать заявление.

«Во всех отраслях наблюдается снижение качества, потому что нет знаний. Сегодня выпускник колледжа не может написать одно простое заявление. Это правда. Ни на кириллице, ни на латинице», – отметил глава государства.

В целом система подготовки профессиональных кадров в сфере промышленности провалилась.

Представьте, что было бы, если все работали четко. Например, МИД и Минтруда подготовили информационно-аналитический доклад и заявили, что в Германии в ближайшие 30 лет будет острая нехватка рабочей силы. Правительство дало поручение Министерству высшего и среднего специального образования начать подготовку рабочих по определенным специальностям. В программу обучения включили иностранные языки. Молодежь заинтересовали хорошим заработком и отличными условиями труда. В свою очередь Минтруда уже начал переговоры с партнерами из Германии и в ближайшие два года в Узбекистане откроются несколько агентств по трудоустройству. Можно было бы работать так, но зачем?

Стоит ли инвестировать в человеческие ресурсы, когда под боком Россия? Учить детей, искать им достойную работу за рубежом? Критическое мышление - вообще под запрет. Лучше Россия или Казахстан. Никакие визы не нужны, купил билет и в автобус. Лом, лопата и кирпич. Сила есть - работай на стройке по 14 часов в день, если слабый работай на кухне по 10 часов. Про отпуск и личную жизнь забудь.

Вот такая вот ситуация на рынке труда. Кто-то ищет работников, а кто-то даже не может найти работу. Причина одна: отсутствие конкретной, четкой, продуманной и долгосрочной политики в этой сфере.

Улугбек Акбаров

Новости по теме