19:01 / 22.03.2019
11662

Сотрудники ООН о правах человека и проблемах сноса в Узбекистане

В последнее время в СМИ и в социальных сетях в Узбекистане широко обсуждается тема сноса жилых домов. 

Авторы статьи решили провести небольшой экскурс в международное право и рассказать о том, как не только национальное законодательство, но и множество международных договоров защищают людей, чьи права нарушаются незаконными действиями властей.

Руководство Узбекистана прикладывает огромные усилия по активизации роли республики в мировом сообществе и по повышению позиции страны в различных международных рейтингах. Однако нередко данные усилия сводятся на нет заведомо противоправными действиями отдельных чиновников на местах, что ставит под угрозу практическую реализацию заявленных реформ.

Для каждой семьи жилище – это основа стабильности и безопасности. Это центр нашей социальной, эмоциональной и иногда экономической жизни. Жилище служит укрытием, местом, где можно жить в мире, безопасности и достоинстве. К сожалению, жилье все чаще рассматривается как просто товар, недвижимость. Однако нужно помнить, что жилище – это прежде всего, права человека. 

Всеобщая декларация прав человека провозглашает право каждого человека владеть имуществом и запрещает произвольное лишение имущества. Право быть свободным от произвольного или незаконного вмешательства в личную и семейную жизнь человека, защита от произвольного или незаконного посягательства на неприкосновенность жилища также предусматривается Международным пактом о гражданских и политических правах, одним из первых международных договоров по защите прав человека, к которому Узбекистан присоединился 28 сентября 1995 года. Надзор за выполнением пакта осуществляет, пожалуй, самый известный из договорных органов ООН – Комитет по правам человека ООН, заслушивая доклады стран-участниц, принимая решения по результатам рассмотрения индивидуальных жалоб и публикуя комментарии (замечания общего порядка) к Пакту. Узбекистан также ратифицировал Факультативный протокол к данному пакту, который позволяет гражданам обращаться в Комитет с жалобами на нарушение положений Пакта со стороны государства-участника, в случае если национальные суды не восстановят нарушенные права.

Узбекистан является участником еще одного Международного пакта – об экономических, социальных и культурных правах. За исполнением обязательств государств-участников по данному пакту следит Комитет ООН по экономическим, социальным и культурным правам. Хотя подача индивидуальных жалоб в рамках данного международного договора пока недоступна для граждан Узбекистана, подписание Пакта означает принятие нашей страной международных обязательства по защите всех без исключения прав, гарантированных данным договором. Узбекистан регулярно отчитывается перед Комитетом по правам человека и Комитетом по экономическим, социальным и культурным правам, заседания которых проходят три раза в год в Женеве, Швейцария.

Принудительное выселение и другие нарушения прав на жилище могут одновременно нарушать такие права человека, как право собственности, право на доступ к правосудию, право на социальное и культурное развитие и другие права. Например, в случае, когда демонтаж зданий начинается до полного выселения жителей, под риском находится не только право собственности человека, но и право на жизнь.

Статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах обязывает государство-участника обеспечить право каждого на достаточное жилище и непрерывное улучшение условий жизни. При этом, согласно Замечанию общего порядка № 7 о праве на достаточное жилище, государство обязано предоставлять правовую защиту от принудительного выселения, преследования и других угроз всем гражданам. Принудительное выселение, в свою очередь, трактуется Комитетом как выселение граждан против их воли, без предоставления надлежащей правовой или иной защиты или без обеспечения доступа к такой защите.

Комитет по правам человека в течение нескольких десятилетий сформировал обширную юридическую практику в области защиты от принудительного выселения и неприкосновенности жилища, в том числе в контексте Замечания общего порядка №36 о праве на жизнь . Согласно этому документу, принятому в 2018 году, право на жизнь необходимо рассматривать не только с точки зрения физической сохранности человека, но и социальных и экономических аспектов жизни человека. В свою очередь, замечание общего порядка №16 о праве на личную жизнь включает в себя право на неприкосновенность жилища и требует от государства принятия законодательных и других мер для действенного запрещения произвольного или незаконного вмешательства, а также защиты этого права.

Кроме комитетов ООН существуют так называемые специальные докладчики ООН, которые являются независимыми экспертами в области прав человека, уполномоченными информировать и консультировать по конкретным вопросам в области прав человека или по ситуациям с правами человека в определенных странах. Специальные докладчики ежегодно отчитываются перед Советом ООН по правам человека, а большинство мандатариев также отчитываются перед Генеральной Ассамблеей ООН.

Одним из таких тематических мандатов является специальный докладчик ООН по вопросу о достаточном жилище. На проходящей в эти дни 40-й сессии Совета по правам человека ООН данным специальным докладчиком был представлен отчет «О доступе к правосудию в связи с правом на жилище». Как отмечено в отчете, жилье – это аспект жизни людей, который чаще всего связан с необходимостью доступа к правосудию. То есть именно по вопросам, связанным с защитой своих жилищных прав, люди во все мире чаще всего обращаются в суды, административные органы, правозащитные учреждения. В каждом государстве есть риск того, что чиновники на местах будут нарушать права граждан, поэтому очень важно, чтобы в стране существовала доступная и эффективная система правосудия. Согласно отчету, количество бездомных и принудительных выселений растет практически в каждой стране. В исследовании, проведенном Всемирным проектом правосудия в 45 странах, наиболее распространенные проблемы, в связи с которыми необходим доступ к правосудию, также в основном касались именно жилья. Это говорит о том, что проблемы, связанные с жильем, носят глобальный характер, и то, что данный отчет вызвал особый интерес участников сессии Совета по правам человека, в членство которого Узбекистан планирует номинироваться в 2021 году, показывает актуальность темы для всех государств-членов ООН.

Специальный докладчик ООН подчёркивает, что государства не должны принимать какие-либо меры, которые бы подрывали реализацию права на жилище. Оценка воздействия на права человека должна проводиться до утверждения любого плана застройки. Такая оценка должна предусматривать проведение публичных слушаний и конструктивное взаимодействие, с помощью которых жители могут подтвердить и закрепить свое право на жилище. Жертвы принудительного выселения должны получать справедливую и адекватную компенсацию за любой ущерб, как моральный, так и материальный, включая лишения личного имущества.

Совет ООН по правам человека имеет собственную процедуру рассмотрения жалоб для реагирования на систематические и достоверно подтвержденные случаи грубого нарушения прав и свобод. Процедура носит конфиденциальный характер и руководствуется целью продвигать сотрудничество с соответствующим государством.

Необходимо отдельно остановиться на вопросе защиты культурных и социальных прав граждан, когда речь идет о сносе старых при строительстве новых зданий. В качестве примера можно упомянуть о Самарканде, где, несмотря на особый статус города, 1369 гектаров которого находятся под защитой ЮНЕСКО, рядом с архитектурными памятниками строились многоэтажные дома без учета возможных нарушений культурных и социальных прав местных жителей и изменения всего исторического ландшафта города. Кроме необходимости защиты всех сопутствующих прав, Комитет по экономическим, социальным и культурным правам указывает на важность «адекватности с точки зрения культуры», то есть право на достаточное жилище должно учитывать культурную самобытность и образ жизни. Этот принцип нашел свое отражение также в Женевской хартии ООН об устойчивом жилищном хозяйстве. 

С точки зрения охраны культурных прав и наследия, существуют и другие общепризнанные международные правила и нормы. В 2011 году, ЮНЕСКО приняло Руководство по историческим городским ландшафтам, где среда обитания в исторических городах признается необходимой «тканью» общества, которая нуждается в защите, то есть строительство в таких городах должно учитывать «благосостояние общин и сохранение исторических городских районов и их культурного наследия», по мнению авторитетной организации. «При соответствующем управлении городское наследие может выступать катализатором социально-экономического развития за счет туризма, коммерческого использования и повышения стоимости земли и недвижимости, генерируя, таким образом, доходы, необходимые для покрытия технического обслуживания, реставрации и восстановления».

Республика Узбекистан, являясь полноправным членом ООН и приняв определенные обязательства, может и должна воспользоваться стандартами, положениями и богатым опытом этой организации в сфере защиты прав человека, также как и рекомендациями и требованиями ЮНЕСКО по охране исторического и культурного наследия. Имплементация этих норм поможет государству бороться с должностными злоупотреблениями на местах и обеспечит более эффективную защиту прав граждан. А имплементация, в свою очередь, может быть в достигнута только путем усиления гражданского контроля, прозрачности государственных органов, в том числе сильной и независимой судебной власти, и подотчетности власти перед обществом.

Джурабек Арипов и Бехзод Алиев, советники по правам человека Управления Верховного Комиссара ООН по правам человека (Женева, Швейцария), эксперты МННО «Буюк келажак».

Взгляды и мнения, выраженные в статье, принадлежат исключительно авторам и не обязательно отражают официальную позицию Организации Объединенных Наций или договорных органов.

Top