Узбекистан | 15:35 / 03.04.2019
4274
7 минут чтения

Станет ли Узбекистан финансовым конкурентом Казахстана?

Фото: Казинформ

Эксперты считают, что проведенная либерализация рынка и проводимые реформы положительно скажутся на развитии страны, передает Inbusiness.kz

Так, Международный валютный фонд прогнозирует, что экономический рост Узбекистана может увеличиться до 5,5% в этом году благодаря большому притоку инвестиций. Рейтинговое агентство Fitch Ratings считает, что в этом году рост экономики страны составит 4,9%, в следующем увеличится до 5,3%.

«Рост будет происходить за счет государственных инвестиций в стратегические проекты, жилищных и инфраструктурных расходов», — отмечается в сообщении. Агентство также отмечает низкий уровень госдолга.

В свежем отчете агентства Moody's отмечается мощный потенциал для роста экономики, так как в стране происходит переход от плановой монополистической системы, контролируемой государством, к рыночной. Хотя и в агентстве признают, что в стране сохраняются проблемы с исполнением законов, связанных с масштабной перестройкой всех институтов, разработкой и внедрением новых инструментов политики, переходом к рыночной экономике.

«Узбекистан характеризуется недостаточно развитой инфраструктурой и невысоким уровнем благосостояния в сравнении с сопоставимыми странами: в 2018 г. ВВП на душу населения, по оценкам, составил около 1200 долларов. Вместе с тем мы полагаем, что показатель располагаемого дохода на душу населения в Узбекистане может быть выше ввиду значительных масштабов теневой экономики. По нашему мнению, процесс принятия решений сконцентрирован в руках лишь нескольких политических деятелей, что оказывает негативное влияние на предсказуемость государственной политики. В качестве позитивных факторов мы отмечаем либерализацию режима валютного курса в 2017 г. и меры Центрального банка Республики Узбекистан (ЦБУ), направленные на снижение инфляционного давления и уровня долларизации экономики», – отмечает в своем отчете S&P Global Ratings.

Тем временем руководство страны активно нацелено на развитие финансового рынка. На днях, например, в Ташкенте презентовали национальный межбанковский процессинговый центр Humo, в развитии которого помогает американская платежная система.

В ноябре 2018 года в Узбекистане заявили о подготовке к приватизации банков. Для этого даже разрабатывается специальная программа. По словам председателя Центробанка Узбекистана Мамаризо Нурмуратова, госдоля в уставном капитале банков составляет 86%.

«Постепенно мы будем оздоравливать банки, улучшать финансовое состояние, качество кредитов, а затем начнем продавать», - отметил глава ЦБ.

При этом аналитики Fitch считают, что в банковском секторе страны ситуация остается стабильной благодаря хорошему качеству активов (по оценкам агентства, в стране всего 1,3% обесцененных кредитов в валовом портфеле) и прибыли по итогам 2018 года. Но все еще уровень капитализации и ликвидности банков остается низким, также имеются риски, связанные с быстрым ростом кредитования и выдачей кредитов в иностранной валюте. По прогнозам Fitch, быстрый рост общего ссудного портфеля продолжится, поскольку объем кредитования все еще является невысоким относительно размера экономики Узбекистана.

Тем временем два казахстанских банка уже объявили о своем желании выйти на рынок Узбекистана. Кроме того, казахстанские специалисты с большим интересом смотрят на рынок для трудоустройства. И сам Узбекистан стал гостеприимнее к экспатам, утвердив новый порядок привлечения и использования иностранной рабочей силы в стране.

Оценивая такие перспективы страны, намеченные реформы, готовность к переменам, возникает вопрос, не станет ли Узбекистан финансовым конкурентом Казахстану?

«Узбекистан как страновой рынок не является конкурентом казахстанскому – в силу разной структуры экономики», – рассказал независимый эксперт Расул Рысмамбетов.

По его словам, если и говорить о конкуренции, то скорее между частными компаниями, которые работают на одном региональном рынке и выпускают идентичный продукт.

«В целом, когда речь идет о Казахстане и Узбекистане, я рассматриваю их скорее как взаимодополняющие друг друга рынки. И привлечение инвестиций в Узбекистан будет позитивно влиять на инвестиционный климат Казахстана и наоборот: многие компании, работающие в РК, как иностранные, так и наши, чрезвычайно рады положительным изменениям в Узбекистане. Богатый сосед – залог и нашего богатства», – подчеркнул эксперт.

Алексей Коренев, аналитик ГК «Финам» уверен, что Узбекистан все еще довольно закрытая страна. Даже по меркам многих других среднеазиатских республик. Именно поэтому и информации о их финансовой системе не так много, да и сама она развита крайне слабо и имеет ряд структурных перекосов.

«На 86% банковский сектор страны принадлежит государству. Сами банки в основном выполняют не классические функции кредитных учреждений, а выступают своеобразными казначействами для различных министерств и ведомств, которых и кредитуют. По сути, это просто большие кэптивные банки, осуществляющие кредитование и предоставляющие прочие виды услуг только предприятиям определенного ведомства, к которым они «привязаны». При этом все эти кредитные учреждения находятся под жестким регуляторным влиянием со стороны государства и от него же получают соответствующее субсидирование», – пояснил аналитик.

«Тем не менее, периодически некоторыми кредитными учреждениями из республик бывшего СССР и стран дальнего зарубежья предпринимаются попытки зайти на банковский рынок Узбекистана. Среди них грузинский TBC Bank, а также западные Sturgeon Capital, который приобрел 39,6% акций Universal Sug’urta (страховая компания, которой принадлежит 9,6% Universal Bank), и крупный швейцарский инвестор Respons Ability, купивший в ноябре 2018-го 50%-ную долю IFC в «Хамкорбанке» (тому принадлежало 15,4% акционерного капитала банка)», – отметил эксперт.

Экспансию на рынок Узбекистана таких крупных российских игроков, как Сбербанк или ВТБ, он считает маловероятной. По его мнению, власти республики откровенно опасаются столь мощных игроков и не спешат подпускать их к своей финансовой системе.

«Перспективы развития финансового сектора Узбекистана довольно туманны на ближайшие годы. Тут возможны самые различные сценарии, однако вероятность того, что он быстро станет открытым, диверсифицированным, ориентированным на массового розничного потребителя и доступным для иностранных инвесторов, относительно невелика», – подчеркнул Алексей Коренев.

Новости по теме