10:58 / 04.04.2019
9075

История UzCard, новые планы и новые вызовы. Интервью с Ахрором Махмудовым

UzCard или Единый общереспубликанский процессинговый центр, обслуживает практически всех владельцев пластиковых карт в стране. Руководитель UzCard Махмудов Ахрор Аброрович в беседе с корреспондентом Kun.uz рассказал об истории, деятельности и дальнейших планах ЕОПЦ, а также прокомментировал различные слухи, связанные с компанией.

Расскажите об истории UzCard, как всё начиналось?   

- Единый общереспубликанский процессинговый центр был основан более 15 лет назад.Тогда это был один из первых центров такого рода во всем СНГ. Я считаю, что подобные процессинговые центры должны считаться национальным достоянием каждой суверенной страны. Только в том случае, если внутренняя финансовая политика государства не зависит от  внешних факторов, можно достигнуть финансового суверенитета.

Когда был образован ЕОПЦ, к этой системе были подключены все банки республики. Поначалу, вместо онлайн-карт были карты оффлайн или DUET. Тогда такие карты были необходимы.

Центр открыт в виде совместного предприятия в форме общества с ограниченной ответственностью. Чья это была идея? 

- В то время все банки Узбекистана, а их было 29, объединились в ассоциацию и одновременно присоединились к системе UzCard. Этот проект был запущен по инициативе ассоциации банков Узбекистана.

- Вместе с этой системой появились вторичная и третичная системы. Стало более удобно использовать карты, проводить онлайн-платежи. Но на примере соседних стран, в частности, Таджикистана, можно отметить, что из-за закрытия некоторых банков доверие населения к картам может быть утеряно. Как формировалось отношение людей к пластиковым картам в Узбекистане?

Этот процесс не был легким. Первоначальные карты DUET были выведены из обращения всего лишь в январе прошлого года. К тому времени по всему миру они оставались только у нас и в Монголии. Нашей целью был переход от оффлайн-карт к онлайну и мы, в конце концов, этого добились. Сейчас в мире процессинговые центры есть всего в 45 странах из более чем 200.

Действительно, бывают случаи, когда банки прекращают свое существование и выданные ими карты становятся бесполезными. В России до введения санкций не было своего процессингового центра. Однако, после их введения, под угрозу попали более чем 300 млн имевшихся в стране карт виза. А это могло нанести колоссальный экономический вред. Тогда Россия также приняла решение о создании своего процессингового центра, и назначенный его руководителем Герман Греф направил своего эмиссара в Узбекистан для консультаций по этому вопросу. 

- Как восприняли официальные лица Узбекистана появление UzCard, была ли оказана поддержка?

- Конечно, без государственной поддержки это было бы невозможно. На примере Центральной Азии можно отметить, что к примеру, в Казахстане при наличии 18 млн карт виза, нет своего процессингового центра. Работы над его созданием только начаты.

- В 2011 году был осуществлен переход к картам с электронной системой платежей. Тогда было немало проблем: отсутствие платежных терминалов, неприятие карт частным бизнесом. Есть ли такие проблемы сейчас?

- Да, иногда встречаются. Мы регулярно проводим мониторинг и выявляли две проблемы. К примеру, Узпромстройбанк выпустил свои собственные карты виза. В результате где-то требовали только такие карты, а в других местах - карты DUET. После того, как клиенты банка стали жаловаться на то, что их карты виза нигде не принимают, Узпромстройбанк был вынужден присоединиться к платежной системе UzCard, последним среди банков.

По итогам прошлого года количество терминалов в стране достигло 240 тысяч. Сейчас их уже 272 тысячи. И отношение предпринимателей к терминалам и картам изменилось в лучшую сторону.

- Развитие деятельности Центра и популяризация пластиковых карт была неразрывно связана с рыночным законодательством. Инкассация, конвертация валют, есть ли сейчас такая связь или система карт может развиваться самостоятельно?

- За последние два года резко увеличилось количество обращений за платежными терминалами. На вопрос «А зачем вам терминал?», отвечают, что более 80% клиентов приходят с пластиковыми картами и они идут туда, где терминал имеется. Карты доказывают свое удобство и необходимость.  Все больше «экономических» функций получают смартфоны и это в свою очередь развивает мобильную связь. Да мы привыкли к наличным деньгам, но потребность и удобство диктуют нам новый выбор.

Полностью данное интервью вы можете посмотреть на видео

Видео: Mover (tas-ix)

Видео: Youtube

Алишер Рўзиохунов суҳбатлашди

Top