Узбекистан | 16:00 / 06.04.2019
3926
4 минут чтения

В Узбекистане примут новую редакцию Гражданского кодекса

Шавкат Мирзиёев подписал распоряжение «О мерах по совершенствованию гражданского законодательства Республики Узбекистан».

В вышеуказанном документе президент Узбекистана определил основные приоритетные направления дальнейшего совершенствования гражданского законодательства Республики Узбекистан путем:

- систематизации и унификации норм гражданского законодательства, обеспечения их гармонизации с лучшими зарубежными практиками, а также имплементации передовых международных стандартов в данной сфере;

- установления эффективных гражданско-правовых механизмов обеспечения гарантий неприкосновенности частной собственности, защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц, особенно предпринимателей;

- четкого разграничения норм публичного и гражданского права, исключения устаревших, утративших свою значимость положений, основанных на командно-распорядительных принципах управления экономикой;

- обеспечения правового регулирования современных гражданско-правовых институтов и форм экономических отношений, таких как государственно-частное партнерство, кластерное производство, электронная коммерция, оборот крипто­валюты, приватизация земельных участков, долевое строительство и другие.

Президент также одобрил Концепцию совершенствования гражданского законодательства.

В данной Концепции говорится, что действующая редакция Гражданского кодекса не в полной мере отвечает требованиям быстро развивающихся экономических отношений в стране и международным стандартам в области гражданского права. В частности:

во-первых, в Гражданском кодексе сохранились устаревшие правовые институты, а также организационно-правовые формы юридических лиц, которые не существуют в правовых системах развитых государств с рыночной экономикой;

во-вторых, отсутствуют такие классические гражданско-правовые институты, как «коммерческий риск», «равенство субъектов хозяйствования», «справедливая компенсация», «отказ от исполнения договорных обязательств»;

в-третьих, отсутствует регулирование отдельных форм гражданско­-правовых договоров и отношений, востребованных в современных рыночных условиях, в том числе договор государственно-частного партнерства, дилерский договор, долевое строительство, кластерное производство, электронная коммерция, оборот крипто-валюты, приватизация земельных участков и другие;

в-четвертых, наличие в Гражданском кодексе большого числа отсылочных норм (около 80) не позволяет кодексу стать актом прямого действия и снижает его статус в урегулировании гражданских правоотношений;

в-пятых, существует необоснованно большое количество организационно-правовых форм юридических лиц, схожих друг с другом и состоящих из смеси правил, заимствованных из других организационно­ правовых форм (например, частное предприятие и унитарное предприятие, которые не могут привлекать инвестиции, поскольку законодательство не предусматривает вхождение в их состав других участников);

в-шестых, в Гражданском кодексе содержатся нормы публичного права, которые не относятся к институтам гражданского права, имеется необоснованное количество ограничений, касающихся частной собственности и договорных отношений;

в-седьмых, в Гражданском кодексе практически отсутствуют положения, регулирующие вопросы использования информационно-коммуникационных технологий в гражданско-правовых отношениях.

Исходя из вышеуказанных проблем, в срок до 1 апреля 2020 года ожидается внесение в установленном порядке в Кабинет Министров проекта Гражданского кодекса Республики Узбекистан в новой редакции и иных нормативно-правовых актов, направленных на совершенствование гражданского законодательства.