Водителей в Узбекистане обязали включать фары днем (подробно)
Правительство утвердило пакет поправок к правилам дорожного движения, сообщает Norma.
В их числе и езда «днем с огнем». Для начала разберемся с учетом нововведений: кто, когда и каким «светом» должен пользоваться:
И хотя поправки уже вступили в силу, поверхностный анализ дорожной ситуации в отдельных районах столицы показывает, что соблюдает новое требование примерно 1–2% автовладельцев.
Этому видится несколько причин, в частности:
- изменения попали в неподготовленную почву – не было предварительного общественного обсуждения проекта, как того требует постановление президента от 13 апреля 2018 года. Кроме того, акт не предусматривает «отсрочки» (более позднего вступления в силу, ред.) для информационно-разъяснительной работы с автолюбителями;
- в любом обществе, к сожалению, есть определенная доля правового нигилизма и инфантилизма. Зачастую это обусловлено непониманием значения принимаемых правовых норм, а также юридических и фактических последствий их несоблюдения.
Попробуем ответить на главные вопросы, которые могут возникнуть у водителей по этому поводу.
Зачем это вообще нужно?
Совершенно очевидно, Узбекистан – не пионер в случае с введением данного требования в ПДД. Езда днем с включенными фарами в Скандинавии, например, обязательна уже более 20 лет. С начала нулевых это правило действует в большинстве европейских стран. Постсоветское пространство в этом отношении тоже не исключение: в России с включенным ближним светом с 2005 года водят вне населенных пунктов, а с 2010 – повсеместно.
Главная мотивация законодателей – безопасность. Ученые считают, что даже при дневном свете авто с горящими фарами воспринимается совершенно иначе. Качественно лучше реагирует пешеход, который переходя через дорогу, большую часть машин фиксирует боковым зрением. Легче ориентируются и сами водители – свет фар отражается в боковых зеркалах и зеркале заднего вида.
По официальным данным, показатели ДТП в странах, внедривших у себя это правило, снизились в среднем на 10–15%. Надо полагать, этим руководствовалось и Правительство Узбекистана, учитывая удручающую статистику дорожных происшествий за последние годы.
Противопоставление человеческим жизням потенциальное увеличение расхода топлива (аргумент противников нововведения), которое, кстати, по оценкам технических специалистов не превышает 1–2% от нормы, оставим без комментариев.
Не включу – что будет?
Побеседовав «по горячим следам» с несколькими водителями, в редакции пришли к выводу – большинство ошибочно полагает, что хоть новое правило и начало действовать, штрафовать за это еще не могут. Мол, в Кодекс об административной ответственности (КоАО) изменения пока не вносили.
Дело в том, что они и не нужны. Часть первая статьи 128 КоАО уже предусматривает санкции за нарушение правил пользования внешними световыми приборами. Диспозиция в данной части бланкетная, отсылает нас к требованиям ПДД об использовании фар, которые изложены в таблице выше.
Соответственно, с 10 апреля под эту статью подпадает и нарушение правила о включенных фарах ближнего света или дневных ходовых огней в светлое время суток. Штраф за первое нарушение – ½ МРЗП. На размер санкции влияет повторность – особо «злостных» нарушителей оштрафуют на 4 МРЗП или лишат водительских прав на полгода.
Кто и как будет следить?
Наличие прописанной ответственности само по себе не гарантирует соблюдение правил. Важно, как будут отслеживаться нарушения. На текущий момент нарушения ПДД фиксируются:
- «традиционным» способом – сотрудниками ГСБДД на постах или в ходе рейдов;
- специальными автоматизированными техническими средствами фото- и видеофиксации – их функционал постоянно расширяется, что позволяет захватывать все больше видов нарушений. Значит, вполне возможно, объективы камер скоро начнут ловить и авто с отключенными фарами;
- с 1 июля начнут принимать записи правонарушений, зафиксированные видеорегистраторами в авто граждан и организаций, с поощрением заявителя.
Не стоит заблуждаться относительно новшества: норма вступила в силу 10 апреля и должна соблюдаться всеми с указанной даты. За нарушение нового правила законодательством предусмотрена ответственность и регламентированы механизмы ее применения.
Новости по теме
11:46
Для метрополитена планируется приобрести 26 поездов до конца 2025 года
11:39 / 21.11.2024
Совместные учения Узбекистана и Казахстана Hanjar-2024 завершились
18:34 / 15.11.2024
Новый посол Узбекистана в ЕС вручил верительные грамоты Шарлю Мишелю
12:23 / 15.11.2024