20:14 / 26.04.2019
5166

«Вечерний базар» - почему процветает стихийный рынок на улице?

Приходила ли вам мысль заскочить на рынок, возвращаясь домой с работы и чего-нибудь прикупить по-быстрому? Наверняка, да. 

Рассчитывая сделать все с минимальными затратами времени, на деле, вы столкнетесь с толчеей, забитыми проходами и стихийной торговлей прямо посреди дороги. Кто-то положил зелень прямо на тротуар, кто-то - молочные продукты, носки, яблоки и прочее.

Да, восточный базар всегда многолюден, но почему надо стоять в проходах и торговать с земли?

Почему все эти торговцы предпочитают тротуары и проходы удобным и чистым прилавкам рынка? Чтобы выяснить это, мы побеседовали со стихийными торговцами, представителями администрации и налоговой инспекции на рынках Юнусабад и Чорсу.

Мужчина средних лет, торговавший лепешками у входа на рынок «Юнусобод дехкон бозори» пояснил, что в вечернее время люди, которые торопятся домой с работы, предпочитают делать покупки не заходя на территорию рынка.

«Весь день я работаю внутри рынка и только к вечеру перехожу сюда. В это время самая бойкая торговля» - говорит он. Еще он добавил, что в вечернее время сотрудники ОВД и рыночной администрации уходят домой и до стихийной торговли в это время никому нет дела.

Фото: Sputnik  Антон Курилкин

Молодая женщина лет 25, торговавшая там же яблоками говорит:

«Если бы на рынке были свободные места, я бы торговала там. Но все прилавки имеют своих хозяев. Никому не охота стоять на дороге под палящим солнцем и дождем. Налоговики часто подходят, объясняют, что мы торгуем в неположенном месте, но куда деваться? Надо как-то выживать. С утра торгуем на автостоянке, потом переходим сюда, таскаем свои сумки. Если бы выделили место внутри рынка, я бы торговала там».

«Знаю, что нельзя торговать в проходах, - говорит женщина лет за 50, продающая одежду. - Я живу в «двушке» рядом с рынком. Со мной живет разведенная дочь с ребенком. Алименты она копит на покупку квартиры. Ну а я добываю пропитание. Раньше я давала товар знакомой под реализацию, но никакой прибыли не получила. Вот уже год, как торгую здесь сама. Стою тут при любой погоде каждый день с 10-11 до 20 часов вечера. Перехожу туда, где народу побольше. Покупатели неохотно идут в магазины, да и наценка у меня небольшая».

Женщина, продающая яйца на рынке «Чорсу» говорит, что приходит сюда по вечерам пару месяцев в году и что покупатели не очень-то идут к прилавкам, а покупают здесь по дороге домой.

Фото: Mahalladosh.uz

Женщина средних лет, торгует яблоками у рынка «Чорсу».

«Я бы хотела торговать за прилавком, но плату за рыночное место (патта) не потяну. Старики, матери с детьми, инвалиды, не хотят подниматься вверх по ступенькам, вот и отовариваются здесь у нас. Также и те, кто выходит из метро, не поднимаются наверх к базару, потому, что устали после работы. Я и сама, к примеру, если нужна картошка, предпочту немного переплатить, чтобы не ходить с ней лишнее расстояние. Людям было бы удобнее, если бы продуктами торговали в нижней, а одеждой - в верхней части рынка. Всё-таки легче спуститься с вещами, чем с сумками, полными продуктов.

Каждый день нас гоняют работники рынка, говорят, что нельзя тут стоять и противопожарные правила мы нарушаем, стоя в проходах, но лучше уж здесь находить свою копеечку, нежели без дела дома сидеть».

Продавец клубники говорит:

«Те, кто торгует внизу, не имеют возможности работать в верхней части рынка, так как там платить за место надо, да и покупателей поменьше. Сам я торгую в разрешенном месте и плачу все, что положено. Если торговля идет плохо, обе стороны обвиняют друг-друга. Это правда, те, кто внизу, там зарабатывают себе на хлеб и они привыкли там торговать, но если их там не будет, все покупатели будут вынуждены подниматься наверх».

Продавщица салатов:

«Спешащим людям некогда подниматься наверх и они еще и благодарят нас за то, что мы сидим здесь».

По словам продавца орехов, занимать прилавок ради того, чтобы продать мешочек орехов - невыгодно. «До вечера гоняют, и правда, мы торгуем там, где нельзя, но для торговли с прилавка надо больше средств. Ведь и большие предприниматели когда-то начинали с малого. Даст бог - и мы будем торговать наверху».

В общем, многие из стихийных торговцев указали главной причиной невозможности торговать на законных основаниях дороговизну всевозможных платежей.

По словам представителей рынков и налоговиков, стихийные торговцы стремятся торговать своим товаром и при этом ничего не платить.

Заместитель директора «Чорсу дехкон бозори» по безопасности Хуршид Эгамбердиев говорит, что со стихийными торговцами регулярно проводятся профилактические мероприятия с участием закрепленных за рынком налоговиков и сотрудников ОВД, людям разъясняют правила торговли и меры ответственности за нарушения. «Мы не обладаем правом привлекать их к ответственности, мы можем только проводить профилактику. Но это не имеет эффекта, так как эти люди уклоняются от уплаты налогов и имеют корыстный интерес. Осуществляют торговлю, не имея никаких документов, а при нашем появлении - убегают со всех ног. Площадь рынка - 20 гектаров и четверо сотрудников не угонятся за 50 торговцами с тележками, Иногда возникают скандалы, приезжает хоким» - говорит он.

«Из-за того, что в нижней части рынка «левых» торговцев очень много, покупатели не идут наверх, где торгуют по правилам и платят за каждый погонный метр. Незаконные торговцы же, не открывают патентов, не платят сбор, - естественно, у них всё дешевле! А размер сбора установлен решением хокима города, и ни поднять, ни опустить его мы не можем».

Фото: Mahalladosh.uz

Директор рынка «Юнусобод дехкон бозори» Бекзод Латипов считает, что уличные торговцы, кроме того, что не платят налогов, еще и продают некачественный товар.

«Люди, которые торгуют у входа, представляясь дехканами, зачастую продают остатки товаров с рынка. Люди, купившие у них продукты, назавтра приходят на рынок с жалобами. Лабораторные исследования часто признают их товар непригодным» - говорит он. По его словам, на рынке имеется 1600 торговых мест, из которых 900 занято, а 700 прилавков совершенно свободны.

«Они не могут торговать на рынке из-за того, что их товар не в состоянии конкурировать с рыночным. А платежи принимают кассы и в онлайн-режиме. Наличие свободных прилавков показывают на двух мониторах и желающие торговать могут разместиться на свободных прилавках. Там чистота, никаких «хозяев» нет. Места предоставляем даже тем, кто собирается торговать один день, один месяц или пока не найдет другую работу. Люди считают, что рынки контролируются перекупщиками, которые оказывают давление на вновь прибывших торговцев, но это не так. Те, кто сможет предложить качественный товар по недорогой цене могут собрать своих покупателей в течение часа», - говорит он.

Начальник управления профилактики Госналогового комитета Нодир Эркаев:

«Главная задача сегодняшнего дня для налоговика, при обнаружении незаконного предпринимательства  - это профилактика. Политика, проводимая  президентом страны, направлена не на «удушение» предпринимательства, но на направление его в законное русло. Для начала, мы официально предупреждаем граждан о необходимости привести свою деятельность в соответствие с законодательством. Добросовестным предпринимателям этого вполне достаточно, а в отношении тех, кто продолжает нарушать составляется административный протокол, который направляется в суд. Предметы правонарушения (товары) временно изымаются», - говорит он.

По словам Эркаева, в Кабинет Министров внесено предложение о дифференциации размеров рыночного сбора (патты) для мест, расположенных у входа в рынок и мест, находящихся в его глубине.

В процессе написания статьи  мы услышали разные причины, по которым люди решают торговать вне прилавков. Кто-то не хочет платить вовсе, для кого-то дорого, кого-то не устраивает торговля с прилавка как таковая. Возможно, если предложение налоговиков, направленное в Кабинет Министров будет принято, то количество фактов незаконной торговли будет снижено.

Несмотря на это, у населения должна вырабатываться культура торговли, интерес к происхождению товара, который мы покупаем. А администрация рынков должна приложить для этого все усилия, в том числе и обеспечить большую прозрачность рыночных условий.

Алишер Рузиохунов

Top