00:51 / 06.05.2019
4458

Почему депутаты защищают коммерческие банки?

Фото: parliament.gov.uz

На очередном заседании Законодательной палаты Олий Мажлиса был рассмотрен целый ряд проектов законов, важных для страны в экономическом плане.

Один из проектов, вызвавших наибольшее количество споров, стал проект закона «О внесении изменений и дополнений в закон Республики Узбекистан о Центральном банке», сообщает пресс-служба Законодательной палаты Олий Мажлиса.

Этот документ важен коренным преобразованием денежно-кредитной политики и её инструментов, усилением влияния на стабильность цен, в том числе, на предотвращение инфляционных процессов.

В процессе обсуждения проекта закона депутаты внесли ряд предложений. В частности, депутат Расул Кушербаев отметив, что данный законопроект вызвал много споров на заседании фракции УзЛиДеп, выразил несогласие с внедрением института представителя Центрального банка при коммерческих банках страны. Депутат предположил, что внедрение представителя Центрального банка уменьшит финансовую самостоятельность в том числе в формировании независимой кредитной политики банков, а также будет препятствовать привлечению инвесторов в сферу финансов. 

«Если проанализировать, насколько данная норма  соответствует закону «О свободе предпринимательской деятельности»? - спрашивает депутат Законодательной палаты Олий Мажлиса Бекзод Ортиков. - Ведь закон гласит, что государственные органы не должны вмешиваться в предпринимательскую деятельность бизнеса. Недавно при обсуждении проекта закона «О государственно-частном партнерстве» мы обратили внимание на такую же норму. Изучив мировой опыт и законодательство, мы приняли решение отказаться от неё».
В свою очередь, присутствовавший на заседании первый заместитель председателя Центробанка Тимур Ишметов также выразил свое мнение.

«Да действительно этот вопрос задавался и обсуждался на заседаниях фракций нижней палаты парламента, - говорит Т.Ишметов. - Наличие представителя ЦБ в коммерческих банках предусмотрено и Стратегией действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017 — 2021годах. Здесь подразумевается укрепление независимой монетарной политики ЦБ, а также усиление его функций как финансового регулятора для обеспечения финансовой стабильности.

Есть и другая важная сторона вопроса: коммерческие банки нельзя сравнивать с другими субъектами предпринимательства. В частности, банкротство банка и любого другого субъекта предпринимательства имеют неизмеримо разные последствия. Финансы банка в основном принадлежат вкладчикам и другим предприятиям. Кроме того, доверие к финансовым организациям поддерживается тем, что за каждым банком стоит государство, имеется контроль. Поэтому банкротство финансовой организации  - это не только потеря средств вкладчиками, но и потеря доверия ко всей банковской системе.

Еще один момент - чем более свободной становится экономика, тем больше возникает опасностей в сфере банков и финансов. Принимая этот факт во внимание, на основании рекомендаций по безопасности Базельского комитета по банковскому надзору, мы, как и другие банки мира применяем данную меру.

Но это не означает, что представитель ЦБ будет круглосуточно работать в коммерческом банке. Представитель начнет изучать деятельность банка только в том случае, если банком будут допущено несоблюдение установленных нормативов, могущее привести к опасным последствиям. У представителя ЦБ не будет полномочий вмешиваться в текущую хозяйственную деятельность банков».

Разъяснения первого заместителя председателя Центробанка вызвали новые вопросы депутатов.

- Мы выслушали ваше мнение и вашу точку зрения, - говорит депутат Расул Кушербаев. - Однако вы не привели ни одного примера. Вы выдвинули тезис о том, что за каждым банком должно стоять государство, с этим я согласен. Но и в 90-х годах вкладчики банков тоже доверяли им. Последствия вам известны. И Центральный банк тогда тоже существовал...

В последние годы уделяется большое внимание вопросу привлечения в банки частного капитала. Международный опыт показывает, что излишнее влияние государства на банковскую систему, отрицательно сказывается на активности инвесторов. Они более охотно вкладывают в самостоятельные банки и это истина, не требующая доказательств.
Именно поэтому, на мой взгляд, не стоит опираться на опыт только одной страны. Нужно глубоко проанализировать опыт стран с развитой банковской системой. И кстати, если полномочия представителя так ограничены, зачем он нужен вообще?

- Я присоединяюсь к мнению депутатов и хочу сказать, что  нормы этого закона надо тщательно продумать, - говорит председатель Комитета по инновационному развитию, информационной политике и технологиям Законодательной палаты Олий Мажлиса, Илхом Абдуллаев. - В частности, в проекте надо уделить большее внимание общественному контролю. А между тем, в проекте закона  отсутствуют нормы, обеспечивающие открытость деятельности Центрального банка. Да, существует закон «Об открытости деятельности органов государственной власти и управления», но ЦБ не является ни тем, ни другим. По-моему, в законе нужны положения, в соответствии с которыми ЦБ был бы обязан публиковать информацию о своей деятельности на официальном сайте. К примеру, источники получения банком финансовых поступлений, направления их использования, проводить пресс-конференции, брифинги и прочие подобные мероприятия. Исходя из этого, в закон нужно внести механизм, обеспечивающий открытость и общественный контроль.

- Выслушав мнения и предложения депутатов, теперь нам необходимо еще раз глубоко проанализировать проект закона. Мы будем работать вместе с депутатами для подготовки проекта к очередному чтению.

Проект закона «О внесении изменений и дополнений в закон Республики Узбекистан о Центральном банке» был концептуально принят в первом чтении.

Ответственному комитету поручено серьезно подойти к подготовке ко второму чтению и изучив мнения и предложения инициаторов проекта, депутатов и экспертов, привести проект к окончательной форме.

Top