Минэкономики назвало ключевые проблемы инвестиционной привлекательности Узбекистана
В инвестиционной сфере отмечается ряд ключевых проблем, препятствующих эффективному обеспечению социально-экономического развития, основной из которых является недостаточность объемов привлекаемых инвестиций, в том числе прямых иностранных и их нерациональное распределение, говорится в проекте Стратегии инвестиционной политики Республики Узбекистан до 2025 года, разработанном Министерством экономики и промышленности.
В качестве ключевых проблемами и диспропорциями динамики и структуры инвестиционных потоков можно выделить следующие:
1. Недостаток инвестиций является ключевым вызовом развития Узбекистана. В 2018 году валовое накопление основного капитала составило 13,3 млрд долларов или 26,3% от ВВП. Уровень накопления основного капитала в расчете на душу населения составляет всего 20% среднего мирового уровня и 25% среднего уровня стран СНГ. Республика остается на предпоследнем месте, опережая из стран СНГ только Кыргызстан.
2. Объемы привлекаемых прямых иностранных инвестиций недостаточны, а их источники не диверсифицированы. В 2018 году освоено иностранных инвестиций на 3,9 млрд долларов, что говорит о низкой активности привлечения иностранных инвестиций в отрасли экономики, в частности из-за недостаточно благоприятного инвестиционного климата в стране.
3. Сохраняется высокая дифференциация регионов по привлечению инвестиционных ресурсов. Например, почти 44% привлеченных инвестиций в республику за 2013-2018 гг. приходилось на долю 3 территорий (г.Ташкент, Кашкадарьинская, Бухарская области) и при этом доля 5 регионов (Андижанская, Джизакская, Сырдарьинская, Сурхандарьинская и Хорезмская области) составила 16,2%.
4. Уровень привлечения инвестиций на модернизацию, техническое и технологическое перевооружение недостаточен для обеспечения эффективного воспроизводственного процесса. Ретроспективный анализ выявил, что с 2007 года в воспроизводственной структуре инвестиций 62%-63% от общего объема вложений составляет строительство новых предприятий, в то время как расширение, реконструкция, модернизация, техническое и технологическое обновление производств лишь 21%-22%.
5. Структура инвестиционных ресурсов не соответствует сложившейся структуре в развитых странах. Рынок капитала (инвестиции в корпоративные ценные бумаги) обеспечивает в настоящее время всего немногим более 0,4% объема инвестиций, что гораздо меньше чем в ряде стран СНГ. Отечественный фондовый рынок пока не сформировался в качестве важного источника для инвестирования.
6. Высокий уровень присутствия государства в экономике. Государственные предприятия продолжают доминировать в национальной экономике, занимая значительную долю в топливно-энергетическом, горнодобывающем комплексах, сферах машиностроения, транспорта, химической промышленности и телекоммуникаций.
8. Рост уровня инфляции. Как отмечалось выше, в последние годы наблюдается повышение среднемесячного роста цен, что в свою очередь приводит как к росту стоимости заёмного капитала (кредиты банков), так и росту потребности в капитале для реализации инвестиционных проектов и мероприятий, сложности оценки рентабельности вложений в перспективе. В условиях слабого финансового положения предприятий, при высоком уровне инфляции у них возникают сложности с наличием оборотных средств, что в свою очередь не позволяет им выделить средства на инвестиции.
9. Ухудшение финансового состояния ведущих предприятий вследствие незавершенности процесса изменения налоговой нагрузки, сдерживания роста тарифов и поддержания ряда предприятий с большим объемом накопленной задолженности Сложившаяся ситуация не позволяет полностью компенсировать издержки производства и своевременно финансировать программы модернизации, технического и технологического перевооружения.
10. Недостаточный уровень развития инфраструктуры и коммуникаций. В некоторых районах сохраняется большое число неиспользуемых производственных мощностей, проблемы с обеспечением электричеством, слабая инженерная и коммуникационная инфраструктура в сельских районах. В Узбекистане очень мало в наличии эффективно работающих мультимодальных транспортно-логистических терминалов, складских комплексов международного уровня, наблюдается множество разрозненных складских операторов, которые не в полной мере удовлетворяют международным требованиям. В ближайшем будущем с увеличением экспорта и, соответственно, грузоперевозок они будут востребованы.
11. Низкий уровень активности процессов обновления и модернизации основных фондов, особенно в производственных отраслях. Так, коэффициент обновления основных средств составил 17,4% по экономике и 15,9% по промышленности при коэффициенте износа – 40,4% и 38,3% соответственно. По активной части основных фондов – машинам и оборудованию, коэффициент обновления cоставил 16,8% по экономике и 16,6% по промышленности, а износа – 49,7% и 45,9% соответственно. Средний срок службы основных фондов – 15,9 года по экономике и 20,7 года по промышленности, а машин и оборудования – 22,2 года и 29,1 года соответственно.
12. Отсутствие собственного инжиниринга и НИОКР, собственных разработок и технологий. Отрасли во многом зависят от внешних партнеров, их технологий (включая проектирование, модернизацию продуктов) и маркетинговой стратегии. Ситуация усугубляется нестабильностью и диспропорциями распределения инвестиций в инновационную деятельность.
13. Низкий уровень технологичности производства. В странах-членах ОЭСР доли высоко- и средневысокотехнологичного секторов в структуре обрабатывающей промышленности в среднем составляют соответственно 19% и 28%, а в странах ориентирах (Китай, Корея, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Финляндия, Индонезия) – 19,2% и 31,5%. В Узбекистане по итогам 2017 года эти показатели составили в 1,6% и 17,1%.
14. Низкий уровень локализации и сильная зависимости от импорта комплектующих. Наряду с этим, анализ товарного импорта за последние 2016-2017 гг. показал, что импорт продукции высоко- и средневысокотехнологичного секторов составляет 46,4% от общего объема импорта, из них 34,9% - машины и оборудование. Доля средненизко- и низкотехнологичных секторов равна 28,7%, в том числе 12,7% импорт запасных частей и материалов для машин и оборудования.
15. Существенный разрыв в «цепочке наращивания добавленной стоимости». Так, к примеру, в текстильной промышленности большая часть инвестиций направлялась в последнее время в производство трикотажного полотна в связи с меньшим риском и более низкими объемами требуемых капиталовложений, хотя производство тканей дает больший прирост добавленной стоимости. С 2012 по 2016 годы объем производства хлопчатобумажных тканей увеличился в 1,9 раза, при этом производство трикотажного полотна увеличилось за указанный период в 2 раза.
Новости по теме
17:43 / 31.10.2024
Денежные переводы в Узбекистан увеличились почти на 35%
12:10 / 29.10.2024
СМИ: Аргентина прекратила печатать свои деньги ради экономии
20:24 / 24.10.2024
Узбекистан получил статус государства-партнера БРИКС
12:06 / 18.10.2024