Общество | 22:34 / 02.06.2019
29006
20 минут чтения

Очковтирательство и хокимият: «андижанские события» между тремя интервью

28 мая в интернете появилось видеообращение швеи из Андижана Хуршиды Тиллаевой, которое стало темой недели в сети.

Женщина сообщила о том, что 16 мая во время визита президента Мирзиёева в Андижанскую область, она по указанию руководства области, в интервью, которое у нее взял телеканал «Узбекистан 24» рассказала, что стала обладательницей нового типового дома. Интервью показали на всю страну, но дома женщина не получила. Также не получили дома и другие женщины, которые были упомянуты в качестве счастливых новоселов новых типовых домов.

Корреспонденты Kun.uz решили на месте прояснить ситуацию.

История интервью

Хуршида Тиллаева с детьми и младшей сестрой в старом доме на улице Пушкина

В своем интервью телеканалу Х.Тиллаева с радостью рассказала о том, что она с двумя детьми переехала в новый коттедж со всеми удобствами, построенный в микрорайоне Хидирша, что в Ходжаабадском районе, прилегающем к городу Андижану. Женщина, которая последнее время проживала с детьми, матерью и сестрой в общем дворе махалли «Мустакиллик» Андижана, была представлена как счастливая обладательница нового дома – подарка президента. Напомним, это интервью 16 мая транслировал на всю страну телеканал «Узбекистан 24».

Теперь же ей объявили, что вместо благоустроенного коттеджа ей в счет её зарплаты предложена двухкомнатная квартира в многоэтажке. Её матери в рамках госпрограммы «Обод махалла» выделен коттедж в микрорайоне Хидирша.

Швейный цех

Хуршида Тиллаева с сентября 2018 года трудится швеей в швейном цеху ООО «Мустақиллик тикувчилик мажмуаси». Этот цех был создан для обеспечения работой таких же женщин Андижана, как и наша героиня – не имеющих работы и находящихся в стесненных жилищных условиях. Этот проект дал возможность безработным и бездомным женщинам накопить денег на дом.

Хуршида Тиллаева после неудачи в личной жизни вернулась с двумя детьми к матери в общий двор по улице Пушкина махалли «Мустакиллик» города Андижана. Там она проживала с двумя детьми, пожилой матерью Халимой Тиллаевой, братом-инвалидом Оятуллой и младшей сестрой Иродахон и её дочерью. То есть три семьи в одном дворе.

Её матери, как домовладелице был выделен один из коттеджей массива Хидирша, решили, что младшая дочь будет жить с матерью и ухаживать за братом-инвалидом, а Хуршиде была необходима своя крыша над головой. Поэтому мать-одиночка поступила на работу в швейный цех.

Первоначально в сети обсуждалась версия того, что Хуршида Тиллаева не удовлетворившись выделяемой квартирой, требует себе коттедж и это подтверждалось её собственными словами.

Третье интервью Хуршиды Тиллаевой

Хуршида с матерью Халимой Тиллаевой в новом коттедже в массиве Хидирша 30 мая,
махалля «Мустақилликнинг 27 йиллиги»

Хуршида Тиллаева отвечала на вопросы корреспондента в подавленном настроении. «Я давала интервью телеканалу «Узбекистан 24» в качестве хозяйки коттеджа. Я хочу жить в нем со своими детьми. Я думала, что если выступлю в соцсетях, то коттедж мне выделят. О том, что фирма, где я работаю, перевела первый взнос за квартиру в многоэтажном доме, который будет построен в августе, мне известно», с грустью говорит она. Халима опа добавляет: «У нас с дочерью хорошие отношения, у нее двое детей и она хочет жить отдельно. Она очень сильно поверила в то, что получит коттедж».

Видео: Youtube

Видео: Mover (tas-ix) 

Вспомним ее первое интервью телеканалу «Узбекистан 24» и второе, записанное на камеру мобильного телефона.

«Сколько лет я мечтала о собственном доме, а сейчас я словно во сне, это какое-то чудо. Дом очень красивый, в нем есть все, чтобы счастливо жить и растить детей. Огромная благодарность Президенту. Мой папа давно умер, но, как оказалось, есть отец, который позаботился о нас. Всю жизнь я буду за него молиться» - говорила она в первом интервью.

«Я - Тиллаева Хуршида, проживаю с двумя своими детьми в общем дворе №49 по улице Пушкина махалли «Мустакиллик» города Андижана. Работаю швеёй в ООО «Мустақиллик тикувчилик мажмуаси», открытом 22 сентября 2018 года. Меня и еще нескольких женщин-работниц, нуждающихся в социальной защите, 27 марта отвезли к построенным коттеджам в Богишамол. Сказали: вот эти дома – ваши. В день приезда президента я от радости сказала корреспонденту телеканала, что переехала в этот коттедж (нас предупреждали, чтобы мы говорили «переезжаем»). Теперь эти коттеджи нам не дают, у них, как нам сказали, уже есть хозяева. Говорят, что в сентябре выделят квартиру. Когда мне сказали, что дадут коттедж, я была очень рада, не верила, что и у меня будут светлые дни. Я не хочу обвинять руководство, но прошу разобраться в ситуации».

Это – старое интервью Х.Таллаевой, взятое после того, как он стала жертвой очковтирательства. С тех пор как она записала видеообращение, Х.Тиллаевой не дают покоя всевозможные корреспонденты и ответственные лица.

Теперь она дает интервью, противоположные предыдущим. Почему она отказывается от своих слов – большой вопрос.

Информация от сотрудниц Хуршиды

Как выяснилось, помимо Хуршиды Тиллаевой, еще 9 работницам цеха пообещали коттеджи, но на самом деле, получила коттедж только одна - Дилфуза Хожиматова. В выделенный ей коттедж приезжали президент Шавкат Мирзиёев, хоким области Шуҳрат Абдурахмонов и его заместитель - Манзура Пазлиддиновна Юнусова.

Президент, хоким области и его заместитель в коттедже у Дилфузы Хожиматовой. 16 мая,
махалля «Мустақилликнинг 27 йиллиги»

По словам сотрудниц Тиллаевой, она действительно верила, что ей выделили коттедж, потому, что хокимият Андижана пообещал коттеджи им всем.

Одна из работниц Жамилахон Ирисова говорит: «На нашем предприятии работают 63 женщины. Из них 48 поступили на работу именно для того, чтобы накопить и приобрести дом. Нам говорили, что мы сможем купить квартиры в многоэтажках на массиве Хидирша на накопленные нами деньги. Были заключены договора. Но десятерым из нас пообещали коттеджи в том же массиве. Никто из нас не был против. Говорили, что и Хуршиде выделят коттедж.

Те, которым были обещаны коттеджи, давали интервью по телевидению, они были несказанно рады. Представьте, на весь Узбекистан объявляют, что тебе дают коттедж! Но их надежды не сбылись. Сотрудница отдела кадров Мавлудахон Нишонова сказала, что вместо коттеджей им дадут квартиры в многоэтажном доме. После этого все они были подавлены. Особенно несчастной выглядела Хуршида. Она очень поверила их словам».

По словам работниц, кадровик Мавлудахон Нишонова оскорбляла Хуршиду Тиллаеву, и когда из десяти работниц коттедж достался только Дилфузе Хожиматовой – Тиллаева выступила с видеообращением.

Мавлудахон Нишонова показала корреспонденту Kun.uz платежное поручение о переводе 10% от стоимости квартиры на имя Тиллаевой Хуршидахон Жаббор кизи.

Как видно, поручение от 22 мая этого года. Значит, учитывая то, что Тиллаева давала интервью телевидению 16 мая, можно считать, что она действительно не знала о том, что ей планируется выделить не коттедж, а квартиру.

Другие жертвы очковтирательства

Председатель комитета женщин Андижанской области Манзура Юнусова в новых домах с женщинами,
нуждающимися в социальной поддержке, март 2019

Корреспондент «Дарё» в рамках журналистского расследования побеседовал и с другими обманутыми женщинами.

Одна из работниц, 30-летняя Муяссар Рахимова подтверждает, что председатель комитета женщин Андижанской области Манзура Юнусова 4 месяца назад объявила им о том, что им будут выделены коттеджи.

«Манзура Пазлиддиновна в марте возила меня и 9 других женщин в новые дома. Кроме меня там были Хуршида, Дилфуза Хожиматова, Шохиста Бакирова, Зулфия опа, Хайринисо хола, Камолиддин ака. Там Манзура опа сообщила нам: «Это вам подарок от президента. Эти дома не будут проданы, будьте уверены. Все ваши невзгоды теперь позади, на вас пал взор падишаха, теперь у вас будут дома». После этого мы с удвоенной энергией и вдохновением работали на предприятии и по выходным, чтобы заработать на жилье. Я работаю здесь с октября и мой заработок, по моим подсчетам, должен составлять примерно 1 млн сумов, но в компьютер попадала половина от этой суммы. Практически весь заработок я перечисляла на жилье. На радостях я в апреле тоже дала интервью телеканалу «Узбекистан 24». Корреспонденты снимали меня в цеху и на фоне выделенных нам домов.

В день визита президента в 8:00 нас всех собрали в одном из новых домов. Манзура опа предупредила нас, чтобы не говорили лишнего, а только благодарили. Сказала, что дома обязательно нам дадут. Мы все и наши дети должны были быть празднично одетыми. У меня не было денег и пришлось взять в долг 500 тысяч сумов и нарядно одеться. Один из охранников президента (так он представился) сказал, что эти дома будут переданы нам вместе с обстановкой и поздравил нас. Я не верила происходящему, а когда услышала как Манзура опа говорит Танзиле Норбоевой (Председатель комитета женщин Узбекистана), что документы на дома для меня, Хуршиды и Шохисты уже оформляются, моей радости не было предела.

Немного погодя после отъезда президента позвонила специалист по кадрам нашего цеха Мавлуда опа и сообщила, что домов нам не дадут. «Вы играли роль как актрисы», сказала она. Я была в шоке, до сих пор не могу прийти в себя. Нет ничего хуже безнадежности.

В родительском доме, где я и дети сейчас живем, проживают 15 человек. Условия очень стесненные. Я готова перенести любые страдания ради моих детей. Мне предлагают квартиру в многоэтажном доме неподалеку от тех коттеджей, но я не соглашаюсь. Почему нас обманывали все это время? Почему отняли дома, как только уехал президент? Я слышала, что в том доме, который обещали мне сейчас уже частный детсад», говорит она.

Работница цеха Шохистахон Бакирова говорит о том, что советник президента Турсинхон Худойбергенов приехав говорил в присутствии сотрудников хокимията о выделении новых домов нуждающимся работницам. Но спустя 3 месяца сотрудница городского комитета женщин сообщила, что теперь вся зарплата сотрудниц будет перечисляться в счет оплаты квартир в многоэтажках, а немного погодя Манзура Пазлиддиновна ездила с ними в новые дома и говорила о том, что эти дома выделены каждой из них.

«Я тоже от радости дала интервью телеканалу «Узбекистан 24», проверьте в архивах, если не верите. Короче говоря, к вечеру после визита президента, нас выгнали оттуда, а назавтра – и с нашей съемной квартиры. Мы обратились к Манзуре Юнусовой. С её помощью, пока живем здесь. Практически каждый день нас пытаются выселить судебные исполнители. 22 мая мы с Муяссар взяв денег в долг, поехали в Ташкент, чтобы обратиться в приемную президента. Там мы рассказали о своем положении и записались на прием. В конце месяца опять поедем. Почему дом дали только Дилфузе Ходжиматовой, к которой заходил президент? Она была в одном списке с нами. Квартира, которую обещают нашей семье, будет готова в августе. Как мы будем жить с пожилым человеком в квартире без балкона и канализации? Почему нас обманули?» - говорит Шохистахон Бакирова.

Председатель комитета женщин Андижанской области признает факт очковтирательства

Издание «Газета.uz» побеседовало с заместителем хокима, председателем комитета женщин Андижанской области Манзурой Юнусовой. Представитель хокимията признала факт очковтирательства, но сообщала, что это было сделано «во имя благих целей». Она подтвердила, что ездила с женщинами в новые дома и говорила им, что эти дома будут выделены им.

«Мы организовали перевозку их домашних вещей, сказали, что эти дома построены для них. Мы сказали так, чтобы поднять их дух для того, чтобы им лучше работалось», - сказала М.Юнусова.

Что говорит хоким области?

31 мая хоким Андижанской области Шухратбек Абдурахмонов провел пресс-конференцию для журналистов, где остановился также и на проблеме коттеджей.

«В махалле «Мустакиллик» проживают 2256 семей в 1539 хозяйств. Махалля создавалась в 20-х годах прошлого века в виде дворов общего проживания. В результате роста населения имеет место острая нехватка жилья. Даже в кладовках живут. Поэтому мы приняли решение осуществить меры по улучшению уровня жизни людей.

В зоне смыкания границ Андижана и Ходжаабадского района первоначально были построены 226 домов. В настоящее время их количество достигло 1000. Тысяча семей из 2256 получили дома со всеми удобствами и 2 сотками земли каждый. Остальные будут поселены в возводимых там же многоквартирных домах. Следует отметить, что стоимость новых домов находится в пределах от 75 до 85 млн сумов, в то время как стоимость старого жилья в махалле колеблется от 4 до 55 млн сумов. Думаю,все будут довольны. По существующим правилам, мы могли бы предоставить по одному дому для каждого из хозяйств, но мы так не сделали. Мы решили предоставить жилье всем семьям, проживающим в хозяйствах. Для жителей, действительно проживающих там, бесплатно построены дома с приусадебными участками в 2 сотки. А для членов других семей, проживавших в этом же хозяйстве предусмотрено выделение квартир в многоэтажках. Надо сказать, что многие из этих людей даже не были постоянно прописаны в махалле. Среди них - Х.Тиллаева, М.Рахимова, Ш.Бакирова, Х.Эрматова и М.Абдувалиева, которые также получили право на квартиры, а первоначальные взносы за них внесло ООО «Мустақиллик тикувчилик мажмуаси».

В общем, с 46 женщинами, нуждающимися в соцзащите 15 февраля заключены договоры и переведены первоначальные взносы на сумму 596,7 млн сумов», - сказал хоким области. Также он заявил, что кроме матери Х.Тиллавевой коттедж получила и её сестра, хотя непонятно на чем основана такая информация.

Тем не менее, основная суть темы заключается в очковтирательстве президенту со стороны хокимията и телеканала «Узбекистан 24».

Хоким же придерживается версии того, что Хуршида Тиллаева якобы давала интервью от имени своей матери и теперь хочет получить коттедж и себе. Но эта версия не выдерживает проверки.

Во-первых, замхокима М.Юнусова признала факт очковтирательства.

Во-вторых, сотрудница «Мустақиллик тикувчилик мажмуаси» Дилфуза Хожиматова в отличие от остальных её напарниц коттедж все-таки получила. Это подтверждают десятки незаинтересованных свидетелей. И дело здесь не только в Тиллаевой, есть и другие обманутые женщины, интервью, данные ими телеканалам свидетельствуют об этом.

В-третьих, согласно платежному поручению Хуршиды Тиллаевой деньги перечислены за типовой дом, то есть, коттедж.

В постановлении президента №ПП-4028 «О дополнительных мерах по расширению строительства доступных жилых домов в сельской местности и для отдельных категорий граждан» доступные жилые дома и доступные квартиры указаны отдельно.

В-четвертых, инициатива льготного выделения жилья нуждающимся женщинам принадлежит президенту. А хоким области не должен представлять эту работу в качестве своей инициативы.

Постановлением Кабинета Министров от 12 апреля 2018 года предусмотрено обеспечение доступными благоустроенными домами женщин в тяжелом социальном положении, малообеспеченных матерей, воспитывающих детей в неполной семье и нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Хоким области представил как «жест человечности» то, что женщины были устроены в швейный цех ООО «Мустақиллик тикувчилик мажмуаси», и что предприятием в качестве предоплаты перечислены средства в счет уплаты стоимости их квартир. На самом деле, все это осуществлено вовсе не от щедрости хокима, но во исполнение поручения президента. Обеспечение работой женщин предусмотрено пятой инициативой президента, выдвинутой им в марте этого года.

Шухрат Кушакбаевич, названный президентом год назад «счастьем для народа Андижана», допустил в своем регионе очковтирательство президенту, а его информация на пресс-конференции только все запутала. Хоким обвинил женщин в неблагодарности за отказ от получения квартир. Было сказано, что этот вопрос хокимият считает исчерпанным, но на самом деле, вопросов к нему еще много.

Хуршида Тиллаева и ее сотрудницы стали жертвой обмана. А когда Тиллаева попыталась отстоять свои права и выступила с обращением, то подверглась давлению и попранию своих прав. А ведь она назвала президента «отцом» от чистого сердца.

В данное время в ситуации пытается разобраться рабочая группа, созданная хокимиятом области. Однако есть необходимость оценки произошедшего со стороны компетентных органов республиканского уровня.

Пока ответственность за обман и покрывательство обмана не станет уроком для всех чиновников на местах.

Новости по теме