12:21 / 11.06.2019
3193

Что такое государственно-частное партнерство? Беседа с руководителем агентства

Термин, набравший популярность за последние 2 года вызывает вопросы как у граждан, так и у юристов и предпринимателей. В поиске ответов на эти вопросы, мы побеседовали с руководителем Агентства по развитию государственно-частного партнерства Голибом Холжигитовым.

Видео: Youtube

Видео: Mover (tas-ix)

- Что собственно, такое государственно-частное партнерство?

- Это, в первую очередь, долгосрочный договор. Особенностями этого договора является то, что весь риск проекта и его финансовое обеспечение возлагается на частный сектор. Возникает вопрос, кто заинтересован в этом финансовом источнике? Партнерство создается там, где это необходимо государству. Инфраструктура – аэропорты, дороги, возможно, медицина. Эти проекты имеют сроки от 3 до 49 лет, следовательно, участие в проекте предполагает определенные сложности, ведь за такой долгий срок могут измениться и цены и потребители, демография, наконец. Поэтому подобные проекты требуют тщательной проработки. От первоначальной идеи до подписания договора требуется около 18 месяцев, при этом можно создать современную систему менеджмента.

- С момента перехода Узбекистана к рыночной экономике прошло почти 30 лет. Почему именно сейчас появилась необходимость в этом законе?

- Законы о государственно-частном партнерстве успешно действуют в более чем 130 странах мира. Мы немного отстали в этом отношении, но работа продвигается достаточно быстро. В некоторых странах нет закона, в других нет агентства, у нас – уже через 6 месяцев после создания агентства подготовлено законодательство. Мы приблизились к странам, у которых такое законодательство действует. Постановлением президента №4300 от 29.04.2019 года утверждено 15 крупных проектов на общую сумму более 2 млрд долларов. Это и аэропорты и дороги, водо- и энергообеспечение. Ведутся работы по привлечению инвестиций. Какое отношение к этому имеет государственно-частное партнерство? Возьмем к примеру, туризм. В этой сфере требуется строительство гостиниц. Дороги должны быть хорошими, аэропорты – современными, это поднимает качество инфраструктуры для бизнеса. Приносит удобства местным инвесторам. Например, сейчас вместимость аэропортов составляет 2,5 млн пассажиров, но потребность – 5 млн, а через пару лет и все 10 млн потребуется.

- В законе основными целями указано развитие инфраструктуры и обеспечение экономической стабильности. Какие планы намечены на ближайшее будущее?

- Невозможно представить себе экономического развития без дорог, аэропортов, воды и пр. И в энергетике происходят реформы: создано министерство, сфера поделена на три части – производство, доставка и продажа. Государственно-частное партнерство хорошо формируется в подобных проектах. 

Вторая сфера – транспорт, здесь также создано министерство, начат процесс разделения на три направления в системе НАК: аэропорты, аэронавигация и воздушное сообщение.

Помимо этих двух сфер экономики, очень важное значение имеет водоснабжение. В некоторых регионах ощутим недостаток воды и мы направляем силы на формирование водоснабжения.

Также крайне важны такие социальные сферы, как здравоохранение и образование. Если в течение ближайших 5 лет в указанных сферах будет успешно применяться государственно-частное партнерство, это придаст колоссальный импульс экономике страны. Мы может стать самой конкурентоспособной страной региона.

- Опытом каких стран руководствовались у нас при разработке положений государственно-частного партнерства?

- Первый проект ГЧП был подготовлен Европейским банком реконструкции и развития. При разработке закона участвовали финансовые корпорации, в частности, Всемирный банк. Кроме того, был изучен опыт США, Франции, Германии, Италии, а также России и Казахстана, были приглашены специалисты из этих стран.

- Вы отмечали важность инфраструктуры для государственно-частного партнерства. В каких сферах ожидается основные инвестиции?

- Эти сферы очень интересны для инвесторов. Например, в результате финансовой помощи международной корпорации, завершается тендер на производство солнечной энергии. Я говорю о 100-мегаваттной станции в Навои. В сфере здравоохранения – гемодиализ. В производстве солнечных панелей интерес выразили 42 крупные зарубежные компании, а в развитии гемодиализа – 11.

- Состояние многих дорог в Узбекистане неудовлетворительное. Когда, по-вашему, реформы дойдут до этой сферы?

- Это популярный вопрос. Сейчас Азиатским банком развития запланировано строительство платной дороги Ташкент-Андижан. Идет первая ступень проекта – изучение, вопросы наличия альтернативной дороги, платежеспособности населения и другое. Сейчас цель нашего Агентства – осуществление одного-двух подобных проектов. В случае успеха, дальнейшие проекты будут осуществлены более оперативно. Мы получим опыт, специалисты обретут уверенность. Необходима определенная осторожность, так как ошибка в долголетнем проекте может стоить дорого для бюджета страны. К примеру, Турция считается одной из передовых стран в сфере государственно-частного партнерства. Однако, в настоящее время из-за колебания курса доллара и его почти двукратного роста по отношению к турецкой валюте, многие проекты отменены, другие выкупаются государством. Следовательно, и нам необходима тщательная работа по изучению проектов. Это потребует много времени.

Беседовал Баходир Ахмедов

Top