11:50 / 17.06.2019
3303

Директор Центра комплексного тестирования написал открытое письмо в ответ на обвинения Минтруда

На прошлой неделе Министерство занятости и трудовых отношений Узбекистана презентовало новую систему предварительной оценки знания корейского языка для граждан, выезжающих работать в Корею. В распоряжении Kun.uz поступило открытое письмо директора ООО «Центр комплексного тестирования» Вадима Цой, где он рассказывает о том, почему его центр косвенно обвинили в коррупции и как это связано с тем, что право более 15 тысяч сдавших тест, пройти дальше, в финальные этапы отбора, будет нарушено.

Редакция приводит исходный текст открытого письма.

Здравствуйте!

Меня зовут Вадим Цой и я директор Центра комплексного тестирования, (ЦКТ) созданного совместно с Агентством внешней и трудовой миграции и ООО «Бахо тест центр».

11 июня Министерство труда выпустило сообщение о том, что с коррупцией и монополиями при предварительной оценке знания корейского языка покончено, и дало краткое разъяснение о преимуществах новой системы. Не смотря на то, что ЦКТ в сообщении не упомянут напрямую, из текста явно звучит обвинение в наш адрес в «монополизме, непрозрачности и корупциогенности».

Мы вынуждены отвечать на это обвинение и в данном случае не просто потому, что это затрагивает нашу репутацию, а в первую очередь по причине серьезного нарушения прав потребителей, уже прошедших тест – попасть на следующие этапы отбора. Мы до последнего старались решить все вопросы напрямую с министерством, не вынося подробности этого дела на люди. Но министерство вынуждает нас рассказать нашу точку зрения и озвучить все беспокоящие нас вопросы публично, т.к. все наши устные и письменные обращения так и остались без ответа. Чтобы не быть голословными, скажу, что с конца апреля мы отправили четыре письма в министерство и агентство, но так и не получили внятного ответа. Подчеркну, что мы вынуждены опубликовать это открытое письмо, потому что мы ценим доверие наших клиентов, и действуем в их интересах.

Но расскажу обо всем по порядку. И начнем, пожалуй, с конца

Требование сертификата и 15 тысяч протестированных

Самый волнующий нас вопрос – это те люди, которые уже прошли тестирование в нашем центре до ввода «новой системы», и права которых ущемляются из-за новой политики министерства. Как же это связано с 15 тысячами людей, коррупцией и новой системой? Ответ на этот вопрос предельно простой – уже сданный ими экзамен в нашем центре не учитывается, а это значит, что все эти люди просто не смогут попасть на отборочные этапы с корейской стороной и, как минимум, потеряют шанс дойти к цели, как минимум, на год (тесты и отбор проходят один раз в год).

По сути, они имеют полное право быть приняты к рассмотрению на участие в EPS-TOPIK, т.к. согласно предыдущего и до сих пор действующего соглашения между нашим центром и агентством, именно агентство обязано внести их в динамический рейтинг и произвести отбор на прохождение на EPS-TOPIK.

Сейчас министерство утверждает, что включит этих людей в динамический рейтинг, если они предоставят сертификат о компетенции, полученный в нашем центре:

«Что касается граждан, сдавших предварительный экзамен до ввода новой системы, то они будут включены в динамический рейтинг при наличии у них сертификатов о компетенции, выданных тестовыми центрами».

Остановимся здесь подробнее. Министерство упоминает Сертификат о компетенции в рамках постановления Кабинета Министров №725 от 12 сентября 2018 года, (lex.uz/ru/docs/3903309) в котором прописаны новые правила аккредитации юридических лиц, которые занимаются оценкой квалификации и профессиональной компетенции граждан, собирающихся выезжать из Узбекистана по работе.

Однако 24 апреля 2019 года мы отправили запрос в Министерство юстиции, прося прояснить нам о каких сертификатах идет речь, и на кого распространяется это постановление. 7 мая мы получили ответ от министерства, далее цитата из их ответа:

«В порядке информации сообщается, что прохождение предварительного тестирования на определение уровня знаний иностранных языков граждан Республики Узбекистан, желающих выехать за рубеж для осуществления трудовой деятельности не предусмотрено постановлением Кабинета Министров №725 от 12 сентября 2018 года»

То есть, новое постановление, на которое ссылается министерство, не регулирует работу по тестированию как часть отбора наилучших кандидатов на прохождение теста по корейскому языку. Отсюда у меня вытекает сразу несколько вопросов к сообщению министерства – каким образом предварительное отборочное тестирование связано с постановлением Кабинета Министров? Еще один вопрос – каким образом нынешнее руководство Министерства занятости толкует новое постановление, если оно противоречит разъяснению от Министерства юстиции?

И наконец последний вопрос – о какой компетенции речь? Компетенции могут быть профессии переводчика, преподавателя, филолога, лингвиста корейского языка. Какую профессиональную компетенцию мы должны писать в Сертификате? Не можем же мы писать «компетенция кандидата для отбора наилучших кандидатов на прохождение теста по корейскому языку (EPS-TOPIK)»! Что это за компетенция? Мы юридически не имеем права давать людям сертификаты, т.к. это не подпадает под действие ПКМ №725.

И таким образом, когда министерство посылает людей, которые уже проходили тестирование к нам за сертификатами, оно буквально говорит «принеси то, чего не может быть». Либо оно не знает, что мы не можем выдавать такого рода сертификаты, что крайне странно. Либо оно намеренно уклоняясь от своих обязательств снимает с себя ответственность за судьбы этих людей и бросает их на произвол судьбы. Мне бы хотелось верить, что дело все-таки в первой причине. В любом случае, это решение – грубое нарушение потребительских прав 15 тысяч человек, которые уже сделали все, что должны были сделать, чтобы принять участие в EPS-TOPIK, а теперь почему-то должны метаться между нами и министерством.

У нас уже есть действующее соглашение – как быть с ним?

Если не брать в расчет упоминание постановления, нужно прояснить еще один нюанс. Наш центр не возник сам по себе – это совместное ООО, в котором агентство (т.е. аффилированно Минтруд) является инициатором учреждения, является соучредителем, и одновременно обладает правами контроля и надзора как в качестве учредителя, так и в качестве органа отраслевого надзора. И у нашего совместного ООО есть соглашение с агентством, которое действует до октября этого года. И до сих пор ни агентство, ни министерство не инициировало расторжение действующего соглашения. Еще один важный пункт – в рамках этого ООО агентство получает свои дивиденды.

Еще раз – мы не частное ООО, которое сами по себе решили тестировать людей. ЦКТ появилось по инициативе агентства (т.е. министерства) которое в 2017 году провело конкурс на создание такого центра в рамках ГЧП. За то, что мы проводим предварительные тесты, агентство также получает свои дивиденды. И у Агентства есть свои обязательства – принимать результаты нашего тестирования, формировать на их базе динамический рейтинг и осуществлять отбор наилучших кандидатов на прохождение теста EPS-TOPIK.

Но! С марта 2019 года, еще до пресс-конференции Минтруда, оно перестало это делать. У нас уже есть сформированные списки за прошедшие три месяца. И так как мы не расторгали наше соглашение, по идее мы должны продолжать тестировать людей. Но когда мы задаем этот вопрос министерству и агентству, мы получаем ответ – «заключайте новое соглашение и продолжайте работать». И мне искренне непонятно, как заключить новое соглашение, если у нас есть текущие обязательства, если мы все еще продолжаем быть совместным ООО? Каким образом нынешнее руководство министерства видит эту картину, и почему в своем пресс-релизе оно не упоминает эти детали?

Непрозрачность системы и коррупция

Дальше, в своем сообщении Министерство обвиняет нас в непрозрачности и коррупции:

«… Таким образом, система отборочного тестирования была непрозрачной и малопонятной для граждан, что порождало коррупционные риски и недовольство населения»

Позвольте подробнее рассказать, почему это заявление – ложь. Так как я уже говорил выше, ООО создано совместно с министерством в лице агентства и по их инициативе. И мы понимая, с какой задачей имеем дело, сделали все, что зависит от нас, чтобы система была полностью прозрачной.

На оперативном уровне вся возможная коррупция предотвращается… Центр полностью охвачен камерами, на входе в тестовый зал установлен рамочный металл детектор и производится тщательная проверка на наличие шпаргалок и мобильных устройств. Все сотрудники вовлеченные в организацию сдачи тестов ротируются каждый день в случайном порядке, что исключает все возможности сговора. Все процессы тестирования полностью автоматизированы и осуществляются компьютером, входы и порты которого опечатаны — то, какие вопросы будут заданы конкретному человеку, оценка правильности ответов, вычисление итогового бала и т.д. все это решает компьютер без вмешательства человека. Сотрудники вовлечены только на этапе регистрации на тестирование, а все остальное решает компьютер. ПО и IT-инфраструктура центра была проверена и сертифицирована ГУП «UNICON» (http://unicon.uz/) при Узинфоком на предмет безопасности. (Кстати сказать, новое соглашение абсолютно не упоминает требование к ЦОК по сертификации, что мы считаем большим упущением.)

Кроме того, мы проходили финансовый аудит нашей работы и ни разу не получили ни одного нарекания, расследования нашей финансовой деятельности и не обвинялись в хищении прибыли. Мимо официальной кассы ни прошло ни копейки, и это тоже можно проверить.

Следующая не менее интересная цитата:

«Кроме того, неоднократно поступали жалобы от корейской стороны о низком уровне знаний гражданами Узбекистана корейского языка. Корейская сторона неоднократно рекомендовала повысить качество и исключить монополию системы предварительного отбора».

Я хочу прояснить некоторые моменты относительно этого утверждения. Да, действительно, средний уровень владения корейским языком на последнем EPS-TOPIK скорее всего был низким. Однако давайте разберемся кто в этом виноват. Дело в том, что как я и говорил выше, согласно действующего соглашения отбором на прохождение EPS-TOPIK занималось Агентство. Т.е. мы просто сообщаем балл который набрал тот или иной человек, а Агентство само решает кто проходит на EPS-TOPIK.

В начале 2018 года в агентство таинственным образом вернулся уволенный ранее из-за скандала с онлайн тестами Улугбек Назаров, которого сейчас судят по подозрениям в коррупции. В мае 2018 года агентство принимает решение допустить на EPS-TOPIK всех тех, кто получил в нашем Центре выше 0 баллов. (migration.uz/uz/news/96175) Т.е. агентство сознательно решило отправить на EPS-TOPIK который проводился в августе прошлого года всех, включая и тех, кто даже и букв корейских не знает. И так кто же теперь виноват в низком уровне знания корейского языка?

Я считаю, что это как минимум некорректно – обвинять ЦКТ в низком уровне знаний, когда само агентство решило пропустить на экзамен людей, этого языка не знающих.

Кроме того, испытывая огромные проблемы во взаимодействии с тогдашним руководством Агентства и подозревая «неладное», мы искренне пытались выйти на контакт с нынешним руководством Министерства и объяснить все накопившиеся проблемы. Но руководство не хотело встречаться.

Относительно рекомендаций корейской стороны исключить монополию, мы также хотели получить публичное подтверждение этих слов. Потому что мы имели дело немного с иной оценкой нашей работы со стороны Республики Корея. 3 марта 2018 года наш ЦКТ посетил посол Республики Корея в Узбекистане Господин Квон Ен-У, который поблагодарил всех сотрудников Центра за наш вклад в развитие языка. Он отметил: «уверенность в том, что благодаря успешной деятельности ЦКТ многие проблемные моменты в вопросах трудовой миграции будут решены и как результат уровень квалификации трудовых мигрантов из Узбекистана покажет значительный рост». Именно поэтому я выражаю недоумение – если в марте прошлого года корейская сторона публично выражала благодарность нашему центру, почему мы пропустили ее публичное недовольство нашей работой?

Отсутствие рейтингов участников и невозможность проверить достоверность

Следующий пункт сообщения Министерства Занятости вызывает у меня просто возмущение:

«Организация, проводящая тесты, не устанавливала рейтинговые показатели оценки знаний граждан в зависимости от результатов теста. Ответственность за отбор граждан для следующего этапа тестирования была возложена на Агентство по внешней трудовой миграции, которое не имело возможности проверить достоверность их результатов»

И так, давайте разберемся…

Цитата из Соглашения между ЦКТ и Агентством от 13 октября 2017г.:

п.1.1.1.      “ЦКТ” проводит предварительные тесты для лиц, желающих попасть на тестирование EPS-TOPIK и выехать в Южную Корею на работу по линии Агентства внешней трудовой миграции.

п.1.1.2.      “ЦКТ” передает в “Агентство” результаты проведенного тестирования……

п.1.1.3.      “Агентство”, на базе полученных данных и на основании своей методики расчетов формирует текущий рейтинг всех прошедших тестирование.

Как видите, все очень просто и понятно… мы тестируем, передаем результаты агентству и агентство формирует рейтинг…

Т.е. получается министерство обвиняет нас в том, что мы не делаем того, что обязано делать подведомственное ему агентство? И это справедливо?

Стоит отметить что, сама идея введения «рейтинга» как (migration.uz/ru/news/59936) метода отбора кандидатов для EPS-TOPIK была придумана и внедрена еще в 2017 году старым руководством агентства в бытность господина Абдухакимова А.А. в качестве министра занятости. И тогда она успешно функционировала до тех пор, пока господин Назаров У. не вернулся и не разрушил ее своим решением «о нулевом проходном бале». Напомним, все это происходило в бытность нынешнего руководства Минтруда. И это как минимум выглядит странно, что нынешнее руководство преподносит ее как собственное новаторство – «Вводится динамический рейтинг в режиме онлайн». Давайте будем честными. Или мы чего-то не знаем, и новое руководство придумало новый рейтинг?

Что касается проверки достоверности – за все время нашей работы агентство ни разу не выразило желания проверить нашу работу, хотя имело (и имеет) на то право, как в качестве соучредителя, так и в качестве надзорного органа. Мы никоим образом не препятствовали и не препятствуем этому. Наоборот, многочисленные мои предложения о собрании совета учредителей для обсуждения текущих вопросов просто игнорировались со стороны Агентства. С нами просто не хотели общаться. И на тех редких собраниях, что мне все-таки удавалось организовать представители Агентства ни разу об этом не упоминали.

Еще один вопрос, который не может не беспокоить меня – это вопрос тестов:

«Кроме того, вопросы предварительного теста были разработаны в Узбекистане силами отечественных вузов и не были связаны с вопросами EPS-TOPIK, принимаемых корейской стороной, что создавало неудобства для граждан».

Начнем с того, что тесты были разработаны кафедрами корейского языка Ташкентского государственного института востоковедения и Ташкентского государственного педагогического института по заказу самого агентства в 2017 году. То есть публично критикуя эти тесты, агентство критикует свое собственное решение? Или оно забыло, что само заказывало тесты? Получается министерство подвергает сомнению профессионализм и компетенцию кафедр корейского языка вышеуказанных университетов? Хочется спросить, а кто в министерстве имеет достаточную компетенцию, чтобы анализировать тесты и делать такие выводы, т.е. а судьи кто?

С тестами вообще получилась очень забавная ситуация. Если эти тесты неудобны для граждан и в целом не устраивают граждан, то почему 19 апреля 2019 года в своем официальном обращении к нашему центру, агентство поставило на повестку дня передачу этих тестов в электронном виде в пользование агентства?

Монополия с которой борется министерство — это его собственная монополия

А вот еще обвинительная цитата из сообщения:

«Предварительное же тестирование до недавнего времени проводилось только одной организацией, расположенной в городе Ташкенте, что создавало монопольное положение, а также вызывало неудобства и затраты для граждан из регионов» 

Монополия – это хорошо или плохо? Вопрос можно сказать риторический, хотя есть общепризнанное понятие «контролируемой естественной монополии». Но я не буду вдаваться в дискуссию по этому поводу. Единственно напомню, что данная монополия была создана самим министерством в лице агентства, и исправно получало дивиденды от ее деятельности.

Можно ли из этого сделать вывод, что оно обвиняет само себя? Не выглядит это также, как если родитель публично жалуется на плохое воспитание своего ребенка…

Так ли хорошо продуманна новая концепция «Типового соглашения»?

На мой взгляд, новое соглашение – это простое перекладывание ответственности за отбор кандидатов на EPS-TOPIK с агентства (т.е. Министерства) на частные ЦОКи. Без напыщенного хвастовства могу уверенно заявить, что наша команда одна из немногих в Узбекистане, кто имеет достаточный опыт и знания в области тестирования. Мы являемся единственной командой из Узбекистана которая была принята в престижную международную Ассоциацию тестирующих организаций (Association of Test Publishers) со штаб квартирой в Вашингтоне (США).

Проанализировав новую концепцию министерства и типовое соглашение, которое уже торжественно подписали два ЦОКа, мы обнаружили большое количество противоречий как законодательству, так и принципам организации объективного тестирования. На наш взгляд, концепция не доработана, сыра и несет в себе большие риски возникновения коррупции. Я не буду здесь излагать все наши замечания, т.к. мы уже давно направили их в Министерство. Скажу лишь одно. Нас очень беспокоит судьба не только тех тысяч человек про которых я рассказал выше. Нас очень беспокоит судьба самого Меморандума, т.к. считаю, что поспешное внедрение новой недоработанной концепции ставит под угрозу само сотрудничество между Узбекистаном и Республикой Корея в области отправки наших трудовых мигрантов. А ведь на кону десятки тысяч семей которые могут лишиться возможности кардинально исправить материальное положение и сотни миллионов долларов не пришедшие в экономику страны. Можно ли так рисковать?

Выдержка из «Меморандума между Министерством Занятости и Трудовых отношений Республики Узбекистан и Министерством Занятости и Труда Республики Корея об отправке работников в Республику Корея по Разрешительной Системе Трудоустройства»:

«Параграф 15: Предотвращение коррупции и контрмеры против нелегального пребывания работников

пункт.10 В случае обнаружения грубой коррупции в процессах отправки…Министерство занятости и труда Республики Корея может принять необходимые меры такие как сокращение размещенных соискателей работы в реестре, временное прекращение отправки работников или расторжение данного Меморандума».

Все, наверное, помнят череду скандалов прогремевшие в медиа пространстве Узбекистана связанные с деятельностью агентства по отправке наших работников в Ю. Корею… То скандал вокруг «онлайн» тестов в апреле 2017 года. То скандал о продаже «жетонов» в ноябре прошлого года, который вылился в громкое уголовное дело. И все это наверняка не прошло незаметно для корейских партнеров.

Два крупных скандала уже произошли. Третий возможно будет последним… гвоздем в крышку гроба Меморандума и сотрудничества. Поэтому теперь как никогда, нам нужно семь раз отмерить, прежде чем отрезать.

Подведем итог

Наша страна находится на этапе реформ небывалых масштабов. И мы понимаем, что помимо отправки на работу в Корею Министерство загружено огромным количеством проблем и вопросов связанных с развитием рынка занятости и регулирования трудовых отношений внутри страны. Сам факт того, что Министерство пытается найти правильное решение проблем радует и вселяет надежду на перспективы. И в такое сложное и важное время для нашей страны мы никоим образом не хотим дискредитировать министерство, разводить оголтелое критиканство и стоять в стороне. Наша цель – пригласить министерство к обсуждению проблем и к совместному поиску их решений. Мы готовы помочь и вложить в это все наши силы и знания.

И в подтверждение этому мы готовы представить министерству и общественности наше видение, концепцию, а также наш вариант «Типового соглашения» в которых учтены все риски и механизмы их предупреждения. Этим письмом я обращаюсь к правительству Республики Узбекистан в лице Министерства занятости и трудовых отношений и вышестоящих организаций. Все, что мы изложили в этом тексте, сам факт этого письма преследует только одну единственную цель.

Права и интересы тех, кто сдает эти тесты, проходит отбор и уезжает на заработки – превыше всего. Мы призываем не оставлять более 15 тысяч людей без их законного права пройти дальнейшие этапы отбора. Все нововведения также должны учитывать интересы потребителей и действовать исключительно на их благо. Мы надеемся на диалог и сотрудничество, потому что считаем, что у нас единая цель и общие задачи. 

Top