8584.5 USD +6.14

9673.87 EUR +45.52

136.34 RUB +1.82

10793.3 GBP +50.61

12:06 / 17.06.2019 1158

Резиденты MUIC создают аналог «ЭРА-ГЛОНАСС» в Узбекистане

Улугбек Байдадаев – директор компаний Net Extensions, SMARTGEO и технический директор проекта UZGPS. На данный момент Улугбек, кроме всего прочего, интенсивно работает над беспрецедентным по масштабу проектом, который должен стать узбекским аналогом российского «ЭРА-ГЛОНАСС». О том, сколько жизней может спасти внедрение этой системы, о наболевших проблемах в IT-сфере в стране и путях их решения рассказывает Байдадаев.

UZGPS

В 2013 году мы начали проект создания собственной системы спутникового мониторинга и позиционирования подвижных объектов UZGPS (www.uzgps.uz). Подобные решения распространены и повсеместно эксплуатируются в мире. В режиме реального времени они позволяют определять местоположение движущихся объектов, а также контролировать расход топлива, выявлять случаи простоев и нецелевого использования, узнать, как автомобиль эксплуатируется, сколько потребляет топлива, какие проблемы есть и т. д. И все это трекер может передавать в центр мониторинга, позволяя понять, что происходит с автомобилем. А значит, и эффективно управлять автопарком или мобильным персоналом, экономить топливо и другие ресурсы. Мы не создали ничего нового, но UZGPS – это полностью отечественная разработка, в которой мы пытаемся воплотить всё самое лучшее с учетом потребностей именно локального рынка. 

Сегодня UZGPS используют как частные компании, так и государственные организации. На протяжении нескольких лет она успешно эксплуатируется в МВД, МЧС, Минздраве, «Узбекистон темир йуллари» и др., а специально разработанный модуль UZGPS Agro уже успешно внедряется в сельском хозяйстве. Сам проект сокращает операционные расходы примерно на 15-30% – за счет эффективного использования автотранспорта. Представляете, в какую сумму это выливается в размерах государства? И если частный бизнес очень хорошо к этому относится, потому что считает деньги, то госорганы еще инертны. Мне кажется, необходимо на государственном уровне заняться экономией и оптимизацией расходов на автотранспорт, а всем чиновникам, которые как-то причастны к эксплуатации государственного транспорта, определить некий KPI, который будет их мотивировать на использование систем спутникового мониторинга.

«IT-отрасль я бы вывел в приоритеты развития страны»

IT-отрасль у нас находится на начальном этапе своего становления и взвешенный протекционизм нам не помешает. Мы должны определить стратегию IT-отрасли, понять, что именно мы хотим получить в результате ее развития. Важно поддерживать развитие собственных товаров и услуг, имеющих экономическую целесообразность. Ведь нашему бизнесу очень сложно конкурировать с компаниями из других стран, которые успешно развивались и поддерживались своими государствами десятилетиями. Зарубежные компании обязательно нужно допускать к нашему рынку, но только в тех проектах, которые мы сами не в силах реализовать. И если вы меня спросите, почему нам вообще нужно создавать собственные продукты – я дам вам очень простой ответ: обычно на тендерах решающим фактором оказывается цена, но цена, на самом деле, далеко не так важна. 

Важна суммарная стоимость владения продуктом, в которую входят и лицензионные отчисления, и стоимость технической поддержки в последующие годы. При таком подсчёте, как правило, стоимость владения отечественным продуктом в разы ниже! Поэтому нужен, повторюсь, взвешенный протекционизм. И в целом, такую отрасль, как IT, которая в том числе связана и с развитием интеллекта всей нации, я бы вообще освободил от всего обременительного и вывел в приоритеты развития страны.

Smartgeo – электронные карты

Вопрос достоверности и актуальности электронных карт у нас стоит очень остро. Для таких служб, как скорая помощь, пожарная, милиция время, которое они сэкономят, зная наиболее краткий и быстрый путь, может оказаться решающим. Так мы увидели некую отрасль, которой в Узбекистане просто нет – создание навигационных баз данных. В 2017 году вместе с нашими российскими партнерами мы учредили новый проект – компанию Smartgeo, чтобы создать точные навигационные базы данных, которые можно будет реализовывать в том числе и на экспорт. 

Роль узбекской стороны в том, чтобы, имея эти технологии, наполнять базы данных актуальной информацией.  Я убежден, в наступающую эру цифровой экономики современное государство должно полностью владеть собственными геоинформационными технологиями и базами данных. Помимо вопросов информационной безопасности и независимости, юридической состоятельности и достоверности – это ключ к эффективному управлению пространственно-разнесенными государственными ресурсами. В противном случае мы будем плестись в «хвосте планеты всей», переплачивая за информацию о своей же стране зарубежным компаниям.

Аналог «ЭРА-ГЛОНАСС» в Узбекистане

Вторым важным направлением деятельности компании Smartgeo мы определили создание государственной информационной системы экстренного реагирования при авариях на транспорте. Ежегодно на территории Узбекистана происходит в среднем порядка 9-10 тысяч ДТП, в которых погибает около 2 тыс. человек и получают травмы более 6 тыс. Число погибших в ДТП (на 100 ты. человек) составляет 6.06 человек, тогда как в развитых странах этот показатель не выше 2. По нашим оценкам, ежегодные потери экономики от последствий дорожно-транспортных происшествий достигают 2,4-2,6% ВВП, порядка 10 трлн сумов.

В современных автомобилях есть специальное устройство с датчиками аварии и кнопкой SOS. В случае ДТП – это устройство автоматически оповещает экстренные службы реагирования (милицию, скорую, МЧС) не только о месте происшествия, но и о характере повреждений. Также в автоматическом режиме или по нажатию на кнопку SOS устройство связывает водителя и оператора системы экстренного реагирования, в том числе и с целью оказания психологической поддержки до приезда помощи. GM Узбекистан уже несколько лет оснащает свои автомобили, предназначенные на экспорт в Россию, подобными устройствами, но в нашей стране они не работают из-за отсутствия системы экстренного реагирования при авариях. Сама система может быть запущена в эксплуатацию в течение года, а её внедрение позволит создать к 2022-2023 годам около 2 000 новых рабочих мест, как непосредственно в штате SMARTGEO, так и в смежных сферах. 

Подробное интервью читайте на сайте Инновационного центра.

Top