8584.5 USD +6.14

9673.87 EUR +45.52

136.34 RUB +1.82

10793.3 GBP +50.61

21:27 / 04.07.2019 2063

Cервисы онлайн-заказа такси в Узбекистане: вопросы правового регулирования

Во всем мире услуги по перевозке пассажиров легковым автомобильным транспортом (такси) пользуются спросом у населения. Услуги такси играют значительную роль и в индустрии туризма.

В сфере пассажирских перевозок автомобильным транспортом Узбекистана внедряются информационные технологии. Уже появились сервисы онлайн-заказа такси, основанные как отечественными (taxi.uz, My Taxi), так и иностранными компаниями (Яндекс.Такси, TaxiYes).

Кратко о сервисах онлайн-заказа такси

Сервисы онлайн-заказа такси – это информационные службы заказа такси с использованием IT-платформы, которые через специально разработанное программное обеспечение осуществляют коммуникацию между юридическим или физическим лицом, оказывающим услуги такси и пассажиром.

Потребители предпочитают пользоваться услугами сервисов онлайн-заказа такси в связи с удобством и простотой процесса заказа автомобиля, возможностью получения предварительного уведомления о цене поездки, классе автомобиля и других параметров оказываемой услуги.

По оценкам экспертов по мере развития современных IT-технологий количество сервисов онлайн-заказа такси и их пользователей будет увеличиваться.

Зарубежный опыт регулирования

В мире очень много сервисов онлайн-заказа такси, а наиболее известные – это Uber (США), Яндекс.Такси и InDriver (Россия), Grab (Сингапур), Didi Chuxing (Китай) и другие.

Правительства различных стран, исполняя роль регулятора, по данному вопросу действуют по-разному. Показательным в этом отношении может служить вхождение на рынок европейских стран американской компании Uber, которая является одним из первопроходцев и крупнейших игроков на мировом рынке. Так, Португалия легализовала на своей территории деятельность Uber, а Франция установила ограничения в ее работе. При этом традиционные такси европейских стран, пытаясь уровнять исходные позиции в неравной борьбе против сервисов онлайн-заказа такси, добились соблюдения со стороны Uber требований транспортного законодательства стран-участниц ЕС в качестве транспортной компании.

В Финляндии и Швеции после некоторых попыток запрета произошла легализация онлайн-сервисов заказа такси путем внесения соответствующих поправок в законодательство.

В России компания Uber работает c 2013 года и получила разрешение оплачивать налоги через своих местных партнеров, не создавая российского юридического лица. Для этого местные партнеры Uber регистрируются как фирмы или индивидуальные предприниматели. При этом ставка НДС применяется только к комиссии компании Uber, а не ко всей сумме, которую таксистам платят пассажиры.

Вместе с тем по имеющейся информации, в Государственной Думе Российской Федерации находится соответствующий законопроект по регулированию деятельности иностранных онлайн-сервисов заказа такси. Отдельные субъекты Российской Федерации также озабочены пробелами в регулировании деятельности онлайн-сервисов заказа такси, в особенности касательно безопасности пассажиров и ответственности сервисов. Например, Курганская областная дума в начале текущего года утвердила поправки к закону о такси, которые, в частности, предлагают ввести для онлайн-сервисов заказа такси субсидиарную ответственность за вред жизни и здоровью во время перевозки.

Что у нас?

Проблемные вопросы в данной сфере имеются и в Узбекистане. В настоящее время деятельность онлайн-сервисов заказа такси законодательно не урегулирована. Отсутствие законодательных требований и контроля приводит к существованию на рынке недобросовестных перевозчиков, которые конкурируют за счет низкой цены в ущерб качеству и безопасности пассажиров.

А иностранные онлайн-сервисы не учтены в процессе оказания транспортных услуг страны, не установлены их права и обязанности, не определена их ответственность перед пассажиром. Некоторые иностранные сервисы используют технические средства связи, расположенные за пределами Республики Узбекистан, что делает невозможным пресечение деятельности недобросовестного сервиса на территории Узбекистана, затрудняет налогообложение его деятельности.

Представители Государственного налогового комитета Республики Узбекистан не раз выражали через СМИ озабоченность в связи с неуплатой налогов со стороны иностранных онлайн-сервисов заказа такси и нелегальных таксистов (приводились серьезные цифры – около 10 тысяч нелегальных таксистов работают через такие сервисы и не платят налоги).

По имеющейся информации, Государственный налоговый комитет провел переговоры с иностранными онлайн-сервисами заказа такси, работающими в Узбекистане, и им предоставлена возможность зарегистрироваться и платить налоги в нашей стране.

В целом, конечно, нельзя говорить, что государство не пытается урегулировать вопросы деятельности онлайн-сервисов заказа такси. Определенные меры принимаются. Например, Министерство транспорта Республики Узбекистан в марте текущего года опубликовало проект нормативно-правового акта, которым предусматривалось предоставление физическим лицам права осуществления услуг по перевозке пассажиров в качестве линейных такси на легковых автомобилях вместимостью не более четырех пассажиромест в качестве индивидуальных предпринимателей при условии заключения договоров с операторами через электронную платформу. Но этот документ еще не принят.

Предложения

Таким образом, деятельность онлайн-сервисов заказа такси все еще остается законодательно неурегулированной. А рынок онлайн-сервисов заказа такси Узбекистана, как и во всем мире, будет только расти. Поэтому необходимо установить понятные и удобные к исполнению правила для данного вида бизнеса.

Прежде всего, необходимо ввести порядок, обязывающий иностранных онлайн-сервисов заказа такси осуществлять деятельность на территории Узбекистана путем создания отдельного юридического лица (ООО, АО) либо через филиал иностранной компании с предоставлением таким филиалам права осуществления хозяйственной деятельности (по действующему законодательству филиалы не являются юридическими лицами и не могут осуществлять полноценную хозяйственную деятельность от имени материнской компании). Еще одним требованием должно быть размещение базы данных и технических средств обработки информации о заказах на территории Республики Узбекистан.

Также надо создать условия для деятельности онлайн-сервисов заказа такси, особенно для привлечения нелегальных таксистов на законной основе. В этих целях следовало бы упростить требования законодательства для водителей, сотрудничающих с онлайн-сервисами заказа такси. Можно выделить таких перевозчиков в отдельную категорию, установить для них упрощенный порядок регистрации и небольшой фиксированный налог, например 1 МРЗП в месяц для занимающихся оказанием услуг такси на постоянной основе, а для имеющих основное место работы помимо такси ­– в размере половины МРЗП. Небольшой, но массовый налог позволит сохранить работу и подработку для водителей, доступные цены для пассажиров, а также обеспечит дополнительные поступления в бюджет - около двух миллиардов сумов ежемесячно (10 тыс. нелегальных таксистов по 1 МРЗП).

Введение такой категории водителей и их регулирование не затронет действующее лицензированное такси и позволит эффективно бороться с нелегальными перевозчиками.

Вышеуказанные меры, в случае реализации, решили бы основные проблемы, связанные с деятельностью онлайн-сервисов заказа такси и нелегальных таксистов. Для этого необходимо внести соответствующие изменения в Законы Республики Узбекистан «О городском пассажирском транспорте», «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика» и другие нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы перевозки пассажиров линейными такси.

В заключение стоит отметить, что целесообразно рассмотреть вопрос применения упрощенного порядка регистрации и небольшого фиксированного налога также для тех нелегальных таксистов, которые не пользуются услугами онлайн-сервисов заказа такси и предпочитают работать по принципу «от бордюра». Такая категория «таксующих» будет всегда и, чтобы они не продолжали работать нелегально, для них тоже надо создать привлекательные условия деятельности.

Аъзам Мадаминов,
и.о. директора Исследовательского института
правовой политики при Министерстве юстиции

Top