21:50 / 04.07.2019
5417

Экономист ВБ: семь реформ, которые помогут устойчивому развитию промышленного сектора в Узбекистане

Почему в Узбекистане зарплаты меньше, чем в развитых странах? Почему вообще размеры зарплат сильно различаются между развивающимися и развитыми странами? Почему валовый внутренний продукт (ВВП) на душу населения в Узбекистане (около 1,5 тысячи долл. США в 2018 г.) намного ниже, чем в среднем в развитых странах (около 40 тысяч долл. США в 2018 г.)?

Ответ на оба вопроса один - разница в уровне производительности труда между странами определяет разницу в уровне зарплаты и в росте ВВП на душу населения (при неизменных прочих условиях).

Именно о росте производительности труда и его соотношении с ростом реальной зарплаты в различных отраслях экономики Узбекистана говорится в недавно опубликованном докладе Всеммирного банка Чем интересен данный документ?

В докладе анализируется тенденции роста производительности труда, отдачи на капитал, капиталовооруженности, а также занятости и реальной заработной платы. Кроме того, в докладе приведены результаты обследований более 700 предприятий в пяти отраслях обрабатывающей промышленности – пищевой, легкой, машиностроении, химической и нефтехимической, а также производства стройматериалов. Два обследования крупных предприятий в 2013 г. (122 фирмы) и 2017 г. (111 фирм) и одно обследование малых предприятий в названных отраслях в 2017 г. (478 фирм) выявили основные барьеры для роста производительности труда и создания рабочих мест. В докладе также предлагаются возможные меры государственной политики по устранению существующих ограничений с целью ускорения экономического роста.

ВВП на душу населения — это главный показатель развития страны, который можно разложить на производительность труда, рост занятости и демографические показатели. Другими словами, для роста ВВП на душу населения главным является рост производительности труда и создание рабочих мест. Создание рабочих мест создает зарплаты для занятого населения, а повышение производительности труда ведет к увеличению зарплат, то есть к повышению качества рабочих мест.

Рост производительности труда важен не только для роста ВВП на душу населения, но и для роста конкурентоспособности, т. е. снижения издержек на единицу выпускаемой продукции. Поэтому в вышеупомянутом докладе Всемирного банка акцентируется внимание на этих двух главных индикаторах – рабочие места и их продуктивность – так как эти два показателя крайне важны для экономического развития Узбекистана. 

Важно, чтобы эти два показателя росли одновременно, а не менялись бы в противоположных направлениях. Анализ Всемирного банка показывает, что за последние два десятилетия в Узбекистане эти два показателя росли одновременно (а это самый желательный результат) не во всех отраслях, а именно в строительстве, химической и нефтехимической промышленности, торговле и ресторанном обслуживании, транспорте и связи. Электроэнергетика и две отрасли добывающей промышленности (топливная и металлургическая) создавали новые рабочие места, но их производлительность труда снижалась. В других отраслях наоборот, росла производительность труда, но рабочие места сокращались. В частности, этот процесс наблюдался в сельском хозяйстве, машиностроении, производстве стройматериалов, легкой и пищевой промышленности.

Рост ВВП в Узбекистане был довольно быстрым в период с 1996 по 2016 гг. – около 5% ежегодно. И более 90% этого роста было связано с ростом производительности труда. Причем, рост производительности труда был в основном внутри отраслей, а не за счет переливов труда и капитала между ними. Однако создание рабочих мест не успевало за ростом экономически активного населения в стране.

Так в период с 2004 по 2016 гг. в среднем ежегодно создавалось порядка 280 тысяч рабочих мест полной занятости (в чистом виде), а в последние годы лишь около 200 тысяч рабочих мест. Это намного меньше, чем требуется только для обепечеия занятости выпускников различных учебных заведений (около 500 тысяч человек ежегодно), не говоря уже о других ищущих работу лицах. Таким образом, нужно как минимум удвоить тепмы создания рабочих мест в стране. 

В докладе на основе анализа ситуации в крупных и малых фирмах в вышеназванных отраслях было выявленно существование слабых стимулов к труду для сотрудников многих предприятий, несоответствие навыков, требуемых работодателями, и фактическими навыками у лиц, ищущих работу. В докладе также отмечается нехватка курсов профессионального обучения на предприятиях, высокая безработица среди молодежи и женщин, высокая доля экономически неактивного населения и ограничеснная мобильность трудоспособного населения между регионами.

Вместе с тем, по расчетам ООН, доля трудоспособного населения в Узбекистане до 2040 г. достигнет около 70% от всех граждан страны (это называется «демографический дивиденд»), прежде чем она начнет снижаться. И если в следующие 20 лет этому работоспособному населению, главным образом молодежи, быстро предоставлять нужные профессиональные навыки и продуктивные рабочие места, то экономический рост в Узбекистане может значительно ускориться.  

Узбекистан отстает в среднем на 16% по уровню производительности труда в обрабатывающей промышленности по сравнению с государствами с примерно таким же ВВП на душу населения. Однако, Узбекистан опережает эти страны на 57% по уровню средней зарплаты в данных отраслях. Данный дисбаласн требует ускорения роста производительности труда в Узбекистане.

Мировой опыт показывает, что новые фирмы способны создавать большее число рабочих мест, чем уже существующие на рынке. По показателю «среднее число вновь зарегистрированных фирм на тысячу человек трудоспособного населения» в Узбекистане в 2006–2016 гг. (с 0.72 новых фирм) один из самых низких показателей стреди стран СНГ (хуже ситуация только в Таджикистане, у которого даный показатель составляет 0.35 новых фирм на тысячу трудоспособного населения). Этот индикатор, конечно же, не ставит под сомнение предпринимательский дух населения Узбекистана, но говорит о том, что в стране выше барьеры для развития частного бизнеса, чем во многих других государствах на постсоветском пространстве.

Для устранения вышеназванных барьеров для роста предприятий Узбекистана необходимо дальнейшее проведение глубоких по своему характеру структурных реформ. Правительство уже осуществило ряд экономических реформ, включая две реформы, направленные на устранение барьеров для развития бизнеса, о необходимости которых говорили предприятия, участвовавшие в обследовании Всемирного банка ранее. Речь идет об унификации обменных курсов в сентябре 2017 г., а также о значительном снижении налогов в январе 2019 г.

Успешность дальнейших реформ в Узбекистане будет завесить от решимости правительства продолжить работу по дальнейшему устранению барьеров по списку, составленному на основе отзывов сотен предприятий промышленности, участвовавших в обследовании Всемирного банка.

Следующие семь приоритетных реформ (в порядке убывания приоритетности) по мнению названных предприятий выглядят следующим образом:

1) Обеспечение бесперебойного снабжения электричеством и природным газом;

2) Улучшение доступа к сырью для всех предприятий (высокого качества, по доступным ценам);

3) Улучшение доступа предприятий к кредитам (снизить требования залога, процентные ставки и сроки, снизить инфляцию);

4) Предоставление предприятиям дополнительных земельных участков для расширения производства (единый рынок прав собственности или прав пользования городской землей в стране). Данное требование также важно для привлечения иностранных инвесторов;

5) Улучшение предложения квалифицированных кадров на рынке труда (рабочие, специалисты, руководители) на рынке труда;

6) Улучшение информирования предприятий о новых технологиях и спросе на зарубежных рынках, а также государственной поддержки экспортеров (необходима поддержка экспортоориентированности конкурентоспособных отраслей, создание в Узбекистане лабораторий качества, аккредитованных в ЕС, смягчение экспортного риска, диверсификация производства, вступление во Всемирную торговую организацию (ВТО), финансирование торговых выставок за рубежом, и т.д.);

7) Снижение уровня монополизма государственных предприятий и государственных банков, отраслевых холдингов и ассоциаций на внутреннем рынке.

В ходе обследования предприятия также указали на необходимость устранения барьеров для свободного входа на рынки и выхода из них (процедуры банкротства), упрощения госрегулирования, прекращение практики установления ряда цен со стороны государства, укрепления прав частной собственности, повышение эффективности предприятий и банков с государственной долей.

Реформы, о необходимости которых говорят промышленные фирмы, показывают, что в нынешнем контексте большинство из них заняты выживанием и решением простых задач, например, таки как поиск доступа к ресурсам и к рынкам сбыта продукции. Скорейшее устранение вышеназванных барьеров для развития предприятий Узбекистана поможет им повысить производительность труда и другие факторы производства, а также создать дополнительное число качественных и устойчивых рабочих мест в ряде секторов промышленности.

Эскендер Трушин,
старший экономист Всемирного банка

Top