09:54 / 19.07.2019
2360

В Узбекистане прошло первое заседание Экономического совета. Подробный репортаж

18 июля состоялось первое заседание Экономического совета по обеспечению реализации «дорожной карты» основных направлений структурных реформ Узбекистана на период 2019-2021 годы.

Основной задачей Экономического совета является разработка стратегий, концепций, программ, подходов и других документов по конкретным направлениям «дорожной карты реформ» в экономическом направлении с привлечением международной экспертной группы.

Также, в задачи Экономического совета входит: анализ и выявление проблем и рисков, препятствующих реализации социально-экономических реформ, подготовку на этой основе предложений по дальнейшим преобразованиям в социально-экономической сфере, обеспечение всестороннего обсуждения на ведомственном уровне и с участием широкой общественности проектов нормативно-правовых актов, разрабатываемых в ходе исполнения «дорожной карты реформ», организация эффективного взаимодействия с международными финансовыми институтами, экспертным сообществом и средствами массовой информации по вопросам реализации реформ, проведение в этих целях семинаров, встречи.

В состав совета под председательством премьер-министра А. Арипова входят заместитель премьер-министра - министр финансов Д. Кучкаров, первый заместитель советника президента Б. Мавлонов, заместитель советника президента Г. Саидова, руководители Центрального банка М. Нурмуратов и Торгово-промышленной палаты А. Икрамов, бизнес-омбудсмен Д. Касымов и др.

В заседании приняли участие члены Международной экспертной группы при Cовете. Среди них Дэнни Лайпцигер, профессор международного бизнеса и международных отношений Университета Джорджа Вашингтона, управляющий директор компании «Growth Dialogue» (США). Ранее он работал вице-президентом Всемирного банка и является, экспертом по развивающимся экономикам и финансам, промышленной политике, банкам и глобализации.

Другой участник – уже приезжавший в Узбекистан и знакомый с ситуацией в стране Эдуардо Битран, профессор Университета Адольфо Ибаньес и Института поддержки корпоративных инноваций (Чили). Он прежде служил министром общественных работ, председателем Национального инновационного совета по конкурентоспособности правительства Чили.

Еще один член экспертной группы - Марсело Токман, с 2015-2018 гг. занимал пост генерального директора Национальной нефтяной компании (Чили), бывший министр энергетики этой страны. Также участниками заседания стали представители ряда министерств и ведомств, международных финансовых институтов, включая Группу Всемирного банка, Международный валютный фонд, Азиатский банк развития, Европейский банк реконструкции и развития, Программу развития ООН.

На мероприятии определены и подробно обсуждены приоритетные направления реформ для реализации в 2019-2021 годах:

Укрепление макроэкономической стабильности. Оно включает в себя налоговую реформу, совершенствование управления государственными финансами, долгом и межбюджетными отношениями, а также приведение статистики в полное соответствие с международными стандартами. Свою роль в достижении этих целей сыграет проект Всемирного банка «Поддержка экономических реформ» на 500 млн долларов.

– Совершенствование энергетического сектора. Это включает в себя: внедрение принципов конкуренции, интегрированной стратегии развития секторов электроэнергетики и газа, финансовое оздоровление предприятий, переход к производству экологически чистой энергии, повышение качества предоставления услуг и потенциала для новых субъектов рынка. При поддержке международных партнеров намечены 16 проектов строительства и модернизации ТЭС, ГЭС и энергосетей почти во всех регионах общей стоимостью почти на 1,9 миллиард, а также внедрение автоматизированной системы контроля и учета потребления электрической энергии в Бухарской, Джизакской и Самаркандской областях на 150 млн долларов.

– Развитие человеческого капитала и социальная защита. Для этого необходимо привести все уровни системы подготовки кадров в соответствие с международной стандартной классификацией, увеличить охват населения высшим образованием, разработать стратегию долгосрочного развития сферы, новые модели ее финансирования и обеспечения качества, присоединиться к Болонскому процессу, укрепить интеграцию с производством и рынком, а также продолжить реформу среднего специального, профессионального звена. Другие направления – внедрение социального реестра и пересмотр системы выплаты пособий, активизация рынка труда и легализация неформального сектора экономики. На это нацелены совместные проекты с Всемирным банком и Исламским банком развития на 139,7 млн долларов.

Развитие сельского хозяйства. Речь идет о разработке инструментов и обоснований формирования цепочки добавленной стоимости, анализе ее составляющих, улучшении качества и безопасности товаров. Представлены 15 проектов на более чем 2,5 миллиардов по модернизации агросектора, в том числе животноводства, плодоовощеводства, производства молока и управления водными ресурсами.

Увеличение доступа к финансированию для развития частного сектора. Этому послужит приватизация отдельных банков, снижение их зависимости от государственного финансирования и улучшение регулирования сферы, поэтапный переход к кредитованию по рыночным процентным ставкам. Содействие оказывает Всемирный банк, в рамках технического содействия финансовому сектору.

Развитие конкуренции и предпринимательства. Оно предусматривает усиление фискальной прозрачности государственных предприятий, сокращение их целевого кредитования и максимизацию поступлений через первичное размещение акций, выработку стратегии поэтапного отказа от контроля цен, выявление ограничительного регулирования рынка в ключевых секторах, пересмотр законодательства о приватизации и инвестициях, стимулирование роста частного сектора, конкурентной среды и прямых иностранных инвестиций, модернизацию инфраструктуры и системы сбора данных. Соответствующие проекты международных финансовых институтов рассчитаны на 770 млн долларов.

Развитие внешней и внутренней торговли и транспорта. Сюда входит критический анализ времени отпуска товаров и режима таможенной очистки при импорте и экспорте, пересмотр Таможенного кодекса для обеспечения прозрачности и предсказуемости политики в этой области, создание Национального комитета по упрощению процедур торговли и профильной среднесрочной стратегии, заключение обновленного Меморандума о внешнеторговом режиме для вступления в ВТО. Также необходимо реформирование транспортного сектора с принятием национальной стратегии, повышение логистических показателей, либерализация и акционирование воздушного транспорта с завершением разукрупнения НАК «Узбекистон хаво йуллари». Реализуются 10 проектов развития автомобильных, железных дорог и метрополитена, модернизации парка самолетов и других объектов на более чем 1,8 млрд долларов.

Ускорение устойчивой урбанизации и городского развития. Оно охватывает обеспечение более пригодных, «зеленых» и энергоэффективных условий для жизни, пересмотр нынешней практики планирования и разработку национальной городской стратегии с координацией усилий всех заинтересованных сторон и привлечением в сферу инвестиций. Инициированы 10 проектов по улучшению инфраструктуры, систем водоснабжения, канализации и управления отходами в разных регионах почти на 807 млн долларов.

Своими мнениями по этим вопросам поделились представители ответственных министерств и ведомств, видные зарубежные ученые и специалисты. В частности, о приоритетах структурных реформ говорили заместитель Премьер-министра Республики Узбекистан – министр финансов Д. Кучкаров и профессор американского Университета Джорджа Вашингтона Д. Лайпцигер, об энергетической стратегии - первый заместитель министра экономики и промышленности Р. Гулямов и бывший министр энергетики Чили М. Токман, о развитии микрофинансирования – председатель Центрального банка М. Нурмуратов и представители Всемирного Банка и Азиатского Банка развития.

По итогам встречи было принято совместное заявление первого заседания Экономического совета.

Top