«Всё для Риштана». Не совсем добровольное направление на «трудовой фронт»
Сегодня во всех уголках нашей страны идут широкомасштабные работы по созиданию и благоустройству. За последние дни эти работы достигли своего пика. После резонансных случаев в Кашкадарьинском Яккабаге и Хорезмском Чондиркиёте, переселенцам, у которых были снесены дома, были выплачены компенсации и строительные работы закипели. Все заговорили о новом для узбекского языка слове «снос»: Премьер-министр, министры, депутаты, журналисты… Сложилось впечатление, что «теперь все будет хорошо», где-то даже устроили «чрезвычайное положение», ну а в Фергане объявили массовую мобилизацию.
Возможно, работы по перестройке, проводимые на улицах в Риштанском районе Ферганской области имеют больший масштаб, но тот же проект «Обод марказ» осуществляется и Чустском районе Наманганской области, и в Мархаматском районе Андижанской области. Можно сказать, что работы по сносу и выплата компенсаций в других районах проходит безболезненно для населения и бизнеса.
Население Риштана потеряло покой уже достаточно давно. Еще весной на нашем сайте была опубликована статья «Что происходит в Риштане? О сносах в центре района», в которой рассказывалось о сносе без предупреждения магазинов в центре района и о том, как предприниматели ждут выплаты компенсаций и отвода земли.
В июне в соцсетях распространилось видео, где риштанцы, у которых обманом снесли дома, обращались за помощью к президенту. По итогам изучения ситуации мы опубликовали материал под названием «Если не нравится – уезжайте в Кыргызстан! Почему брошены на произвол судьбы хозяева снесенных домов в Риштане?»
За последние дни ситуация в Риштане повернула в другую сторону, теперь там начали оказывать помощь населению, руководство стало встречаться с людьми, ходить по домам и справляться о проблемах населения, Интернет заполнили фото о работах по благоустройству района. Но все эти благие дела осуществляются за счет мобилизации в Риштан тысяч людей из других районов области. В сети распространилась информация о том, что для работ в Риштане принудительно привлекли тысячи работников предприятий и организаций по всей области. На сайте УзА в статье под названием «В Риштане оказывается помощь каждой семье, дом которой попал под снос» сообщалось, что 27-28 июля для проведения работ по благоустройству и строительству в Риштанском районе Ферганской области были привлечены 13562 работника со всех районов и городов области.
Стало известно, что участники хашара в Риштане, длящегося уже несколько дней, были привлечены из 11 городов и районов области, а также, что хокимами этих районов были созданы «штабы» под их руководством для создания рабочих условий участникам хашара.
Министерство занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан сообщило, что подобные мероприятия являются прямым нарушением трудового законодательства и массовым привлечением людей к принудительному труду и потребовало прекратить данное «мероприятие».
После этого, представители хокимията в своих подконтрольных изданиях сообщали, что «люди добровольно выполняют работу» и что «никто их не принуждает». Материалы за авторством Аброра Дехканова «Если можешь – помоги, а не можешь….», Химмата Давлатёра «Репортаж из Риштана: называя принуждением все подряд, мы потеряем чувства дружбы и благодарности», Мухаммаджона Обидова «Принуждение к труду» или человечность?», Азамата Ахмедова «Хашар – это наше достояние» - из их числа.
Мы снова едем в Фергану
Риштан
В полдень 30 июля мы прибыли в Риштан. Действительно, сегодняшний центр Риштана превращен в большую строительную площадку.
Дома и строения по обеим сторонам улиц, где идут работы – уже снесены. Стройка идет полным ходом. Такая картина представляется на протяжении 10 километров. Строящиеся дома полны народу. В домах, где заливают бетон, возводят стены, люди, выстроившись вереницей, передают из рук в руки кирпичи и другие стройматериалы.
Участники хашара, прибывшие из разных районов Ферганской области заняты на работах в домах, попавших под снос из-за расширения дороги, и нежилых строениях. По имеющимся данным, вдоль дороги будут построены двухэтажные жилые дома, первые этажи которых отдадут под объекты торговли и оказания услуг.
На улицах Фаргона и Рашидоний работа кипит. Сотни «хашарчи» работают не покладая рук.
Из других районов области в Риштан в качестве помощи привозят строительные материалы. Созданы «штабы строительства». Вывешены таблички с указанием закрепленных ответственных лиц по сносу каждого дома.
Грузовики со строительными материалами, спереди украшены плакатами «Подарок Риштанцам от Кувинцев», «Подарок Риштанцам от Лаганцев».
Для «хашарщиков» организована полевая кухня. При виде этого, вспоминаются кадры хроники советских субботников.
Около получаса мы ездили по центру района. Затем отправились в штаб строительства, где поговорили с представителем хокимията – сотрудницей Управления духовности и просвещения Хурсаной Исламовой.
«Сегодня в Риштан съехались хашарщики со всех уголков Ферганской области, которые трудятся для того, чтобы наш район принял современный и благоустроенный вид. За снесенные дома владельцам выплачены компенсации, хокимият раздает цемент, гравий, кирпич, да практически, все стройматериалы, помогает со строительством. Строительные работы осуществляются методом хашара – древним способом нашего народа совершать благое дело коллективно. Хашарщики приехали к нам в район добровольно, для помощи народу Риштана. Мы создали для них все необходимые условия. В сентябре в Коканде пройдет большой фестиваль. Наша цель – благоустроить Риштан и отстроить дома для населения до начала фестиваля», - говорит Хурсаной опа.
Вместе с представителем хокимията мы направились на улицу Фаргона к дому Мадинахон Бозоровой, который попал под снос и теперь отстраивается заново. Немногим ранее, в Интернете появился снимок хокима области Шухратбека Ганиева, который на велосипеде приехал в центр района. Тогда он был запечатлен именно с хозяйкой этого дома.
«Наш дом попал под «красную линию». Сначала я по недоразумению дала интервью для соцсетей, где возмущалась этим фактом. Из-за того, что наш дом был у дороги, он весь попал под снос и нам негде было жить. Сейчас наш дом должен быть отстроен хокимиятом Кувинского района в течение 10 дней. Нам выдали 10 млн сум компенсации, остальное обещают выдать в ближайшее время. На первом этаже нашего дома мы хотим открыть точку по торговле и оказанию услуг. На втором этаже будем жить», - говорит женщина.
А хашарщики кто?
Как мы указывали выше, для работ в Риштане привлечены работники из разных районов и крупных предприятий области.
Мы встретили работников и технику таких предприятий, как АО «Азот», «Фаргона нефтни кайта ишлаш заводи», организаций «Ватанпарвар», «Худудий газ тармоклари». Представители Союза молодежи также активно участвуют в строительстве.
Когда мы пытались заговорить с участниками хашара, они старались не называть место своей работы, представлялись сотрудниками Управления благоустройства. Интересно, почему же тогда они не в спецодежде УБ? Неужели в областном управлении столько сотрудников? Почему они не в своих районах?
Женщины, работавшие на улице Олтиарик, представились сотрудницами «Багдод дон маҳсулотлари». На стройке мы поговорили также с работниками Олтиарыкского предприятия дорожного строительства и эксплуатации.
В эти дни в долине, впрочем, как и во всей республике, властвует жаркая погода. С 10 до 17 часов на улице не то, что работать, а и просто пройтись тяжело. Женщины, прибывшие из Багдодского района, пожаловались на то, что работать в такую жару – очень тяжело.
Хашар – древний обычай нашего народа. Веками наши предки, собираясь вместе, делали добрые дела, не требуя за это никакой платы. При строительстве дома в махалле, пока хозяева поднимали каркас, на один день объявлялся хашар и общими усилиями месили глину для стен и крыши или ограды (дувала) дома. Хашары проводили в праздничном приподнятом настроении. Также хашары устраивали для уборки мечетей, кладбищ, очистки арыков. От каждой семьи выходил один представитель, общими усилиями за 1-2 дня выполнялась работа, требующая массы рабочей силы, времени и денег. В хашарах принимали участие, в основном, мужчины. Семьи, где не было мужчин, либо они не могли участвовать в хашаре по уважительным причинам, отправляли для участников хашара небольшое количество пищи.
Наверное, физический труд, выполняемый людьми в определенном месте по собственному желанию, можно назвать хашаром. Но хашар и субботник – это разные вещи.
По нашему мнению, древний обычай наших предков – хашар, сегодня используется совсем в другом смысле.
Подумайте сами, разве правда, что такое количество народа в жару приехало из других районов на хашар, по собственному желанию? Спрашивал ли кто-нибудь их согласия, прежде чем погрузить в автобусы и отправить в другой район? Не угрожает ли им увольнение с работы, если они не примут в нем участие? Какой вред будет нанесен отсутствием всех этих людей на своих рабочих местах? Почему областной хокимият вместо того, чтобы использовать средства специального фонда, предпочел дармовую рабочую силу? Ведь на благоустройство территорий из бюджета выделяются миллиарды!
Почему руководство на местах занимается самоуправством? С высоких трибун и по телевидению говорится о недопустимости принудительного труда, а правда жизни совсем другая? До каких пор будет молчать высшее руководство? До очередного резонансного инцидента?
На днях в СМИ распространилось сообщение о гибели в ДТП сотрудника РУБ Куштепинского района, который возвращался с хашара в Риштане. По логике, если хашар будет продолжен, возможны и новые жертвы.
Кстати, хашар в Риштане не проходил 27-28 июля, как писали СМИ, он продолжался и 30 июля.
Пресса Ферганы продолжает публиковать статьи о добровольном участии народа в строительных работах в Риштане.
Новости по теме
09:54 / 11.10.2024
Председателя махалли в Шахрисабзе, вынуждавшего жителей собирать хлопок, оштрафовали
13:24 / 10.10.2024
Сенат отреагировал на сообщения о принуждении к сбору хлопка
10:07 / 13.08.2024
В Андижане учителя школы выполняли строительные работы
18:05 / 12.08.2024