Узбекистан | 13:00 / 20.08.2019
3738
9 минут чтения

Эксперт рассказал, почему Узбекистан начал проводить политику «открытого неба»

Режим «открытого неба» позволит либерализовать и облегчить доступ, а также условия использования воздушных гаваней Узбекистана для иностранных авиакомпаний. Об этом Kun.uz рассказал начальник отдела по содействию улучшению системы перевозок Госкомтуризма Зафаржон Вохидов.

«Этот режим используется для увеличения туристического потока и развития потенциала в качестве регионального авиационного хаба. Режим «открытого неба» открывает для международных авиакомпаний доступ к аэропортам и их наземным службам. Ключевыми принципами «открытого неба» являются не только предоставление прав на транзитные перелеты, но и невмешательство правительства в ценообразование, назначение маршрутов и авиакомпаний, а также отсутствие ограничений по типам самолетов и их мощностей», – отметил он.

По мнению Зафара Вохидова, применение политики «открытого неба» в мире позволило увеличить пассажирооборот до 35% (без нее было бы 8%). Она также снизила цены на авиабилеты от 20 до 40%.

«Открытое небо» также создаст десятки тысяч рабочих мест. Например, подобное соглашение между Австралией и Новой Зеландией обеспечило 40 тыс. человек работой, а либеральный воздушный режим в Сингапуре создал 163 тыс. рабочих мест. В целом, на сегодня гражданская авиация в мире обеспечивает работой 63 млн человек и ее вклад составляет 3,5% мирового ВВП», – сказал он.

Он также отметил, что свободы воздушного пространства, представляют собой набор правил гражданской авиации, дающих право авиакомпаниям одной страны входить в воздушное пространство другой страны и приземляться на её территории.

«Пятая свобода предоставляет авиакомпаниям право перевозить за плату пассажиров и грузы из одного иностранного государства в другое при полёте в свою страну. То есть пятая свобода необходима авиакомпании, чтобы перевозить пассажиров не только из точки «A» в точку «B» или из точки «A» в точку «C», но и из точки «B» в точку «C» (по маршруту из «А» в «С» с промежуточной остановкой в «В») и обратно. Пассажиров привлекают, прежде всего, недорогие авиабилеты из точки «В» в точку «С» и обратно», – рассказал он.

В связи с тем, что часть пассажиров летит только до точки «В», у авиакомпании при полете из точки «В» в точку «С» всегда есть свободные места, которые она старается максимально загрузить, применяя для этого специальные цены, и в этом случае пассажир зачастую может совершить авиаперелет на небольшие расстояния на дальнемагистральном самолете типа B747/777, А330/А340.

«К «открытому небу» присоединяются страны, у которых отечественные авиакомпании не в состоянии полностью удовлетворить существующий или потенциальный спрос среди населения и иностранных туристов. Например, Россия проводит политику «открытого неба» для аэропортов в городах Сочи, Калининград и Владивосток, Израиль довольно успешно проводит такую политику по отношению своего главного аэропорта имени Бен Гуриона в Тель-Авиве, а страны Евросоюза применяют эту политику для авиаперевозчиков, чтобы предоставить равные возможности авиакомпаниям стран ЕС внутри общего авиационного рынка», – сказал он.

В частности, успешный опыт Израиля показывает, что от этой политики, в конечном счете, выигрывают как местные авиакомпании, так и вся страна в целом. После инициирования политики «открытого неба» в период с 2013 по 2017 годы пассажиропоток в аэропорту Бен Гуриона увеличился с 13 до 20 млн человек, а воздушная гавань вошла в список ведущих аэропортов мира. Также, недавним успешным примером является Армения, которая за последние два года смогла открыть 12 новых международных маршрутов с привлечением 12 авиакомпаний.

Зафар Вохидов подчеркнул, что если страна проводит политику «открытого неба», то она должна максимально упростить правила использования своего воздушного пространства и аэропортов, минимизировать расходы, связанные с предоставлением услуг пользования своим воздушным пространством, особенно предоставлять авиакеросин по конкурентным ценам.

По мнению эксперта, при принятии решения авиакомпаниями, летать или нет в определенную страну, имеют значение два ключевых фактора: стоимость авиатоплива и обслуживания в аэропортах. Существующие на сегодняшний день в Узбекистане размеры ставок, как на авиатопливо, так и на аэропортовые сборы не конкурентоспособны. Есть оценочные данные, что текущие размеры сборов за аэронавигационное обслуживание для иностранных авиакомпаний на территории страны превышают размеры, установленные в странах, сопоставимых с Узбекистаном в регионе.

«Новым указом президента данная проблема практически решена, это вопрос лишь времени, остается только исполнить поручение своевременно и качественно. Uzbekistan Airports по предложениям международных аэропортов республики предоставлено право самостоятельно определять и устанавливать ставки и сборы за услуги, оказываемые аэропортами для авиакомпаний-нерезидентов, расширять и модернизировать инфраструктуру, необходимую для хранения авиационного топлива и горюче-смазочных материалов аэропорта», – сказал он.

Зафар Вохидов отметил, что самое главное теперь воздушные гавани самостоятельно могут заключать прямые договора с местными или иностранными поставщиками авиатоплива и горюче-смазочных материалов, а также реализовать их местным и иностранным авиакомпаниям, осуществляющим рейсы в международные аэропорты страны, в том числе транзитные.

«Самое важное, теперь иностранные авиакомпании, которые заинтересованы в налаживании рейсов с городами, в аэропортах которых введен режим «открытого неба», обращаются в Минтранс для получения разрешения на выполнение полетов и Uzbekistan Airports в получении слота», – добавил эксперт.

Вместе с тем, в указе прописаны все меры для успешной реализации режима «открытого неба». В частности, до конца текущего года проводится инвентаризация и пересмотр межправительственных соглашений Узбекистана о воздушном сообщении в целях расширения сотрудничества и увеличения географии полетов.

«С внедрением режима «открытого неба» ожидается существенное увеличение количества иностранных туристов и возникает необходимость налаживания внутренних транспортных перевозок. Для решения данного вопроса Министерству транспорта совместно с «Узбекистон темир йуллари» поручено разработать план по обеспечению транспортных связок – автобусного и железнодорожного сообщения между городами страны и сопредельных государств для создания удобной логистики пассажирам международных аэропортов. Кроме того, в аэропортах Карши, Нукуса, Термеза и Бухары планируется реконструировать взлетно-посадочные полосы, рулежные дорожки, командно-диспетчерские пункты, аэронавигационное оборудование и стационарные наземные узлы связи», – рассказал Зафар Вохидов.

Эксперт считает, что «открытое небо» позволит укрепить гражданскую авиацию страны, удовлетворить растущую потребность населения в диверсифицированных и доступных авиабилетах и грузоперевозках, а также обеспечить высокий уровень безопасности полетов за счет омоложения авиапарка.

«Вместе с тем, этот режим поспособствует расширению географии полетов за счет транзита между Азией, Европой и Ближнем Востоком, существенному снижению цены на авиабилеты, развитию отечественных малобюджетных авиакомпании, привлечению международных управленческих компаний в сфере авиации и развитию бизнес-авиации», – заключил он.

Новости по теме