Как упростить оформление дорожно-транспортных происшествий?
Сегодня одним из основных требований к организации дорожного движения является создание удобств для водителей, обеспечение прозрачности процедур и минимизация причин и условий, способствующих коррупции при взаимодействии водителей и сотрудников Государственной службы безопасности дорожного движения (ГСБДД). В этой связи, актуальное значение приобретает вопрос упрощения порядка документального оформления дорожно-транспортных происшествий (ДТП).
Согласно действующему порядку, для получения страховой выплаты в результате ДТП оформление протокола ГСБДД об административном правонарушении с фиксацией обстоятельств аварии является обязательным. Однако, данная практика независимо от размера ущерба, причиненного ДТП, вызывает чрезмерную бюрократию и дискомфорт у граждан. Речь идет о незначительных ДТП, в которых водители и другие участники дорожного движения не получили серьезных телесных повреждений (т.е. пострадавшей стороне нанесен лишь материальный ущерб): поцарапанный бампер, отбитое зеркало заднего вида и т.д. Именно для такого рода происшествий необходимо пересмотреть действующий порядок оформления ДТП. Согласно статистике, в 2018 году в отделы ГСБДД поступило 31 715 документов о ДТП, из них 2636 протоколов, что составляет 8% от общего количества ДТП, в которых причиненный имуществу материальный ущерб не превышает 5 МРЗП.
Какие этапы проходят участники ДТП для получения возмещения материального ущерба?
В первую очередь вызываются сотрудники ГСБДД, что занимает значительное время. Прибывшие на место сотрудники ГСБДД составляют схему ДТП, берут первоначальные объяснения и составляют протокол.
Второй этап: все участники ДТП направляются на медицинское освидетельствование для установления признаков алкогольного или иного опьянения. Далее составляется протокол с указанием основных обстоятельств ДТП, к которому прилагаются объяснительные водителей и свидетелей. Водительские удостоверения всех участников ДТП изымаются.
Затем пакет документов направляется в отдел дознания городского/районного Управления безопасности дорожного движения (УБДД), где проводится рассмотрение административного дела. Если водитель признан невиновным в ДТП, после проведения оценки ущерба и всех необходимых экспертиз ему возвращается водительское удостоверение и выдается справка-разрешение на ремонт автомобиля. При наличии спора степень виновности решается судом, где срок рассмотрения дела продлевается еще на несколько недель.
Таким образом, анализ действующей системы показывает ее обременительность и для участников ДТП, и для сотрудников ГСБДД, т.к. последним приходится тратить значительное время на оформление ДТП. Следовательно, сокращается время на профилактические работы, направленные на предотвращение ДТП. При этом вопрос фиксации фактических обстоятельств ДТП необходимо решить иным образом, позволяющим также урегулировать вопрос об ответственности за ущерб при наличии спора.
Согласно зарубежной практике, эффективным решением этой проблемы является введение единой европейской формы извещения о ДТП — европротокола, представляющего собой комплект бланков, описывающих обстоятельства ДТП, с которыми соглашаются оба водителя. При этом водители заверяют свое согласие подписями.
В странах Европы введение порядка извещения посредством европротокола дало возможность участникам ДТП без лишних материальных и временных издержек решить вопрос о возмещении ущерба. Это в свою очередь позволило водителям самостоятельно фиксировать факт ДТП для дальнейшего обращения в страховую организацию за получением возмещения, и оперативно покинуть место ДТП, не создавая заторов на дороге.
Применение европротокола возможно только в тех случаях, когда:
- в происшествии участвовали только два транспортных средства;
- не причинён вред жизни или здоровью водителей, пассажиров или пешеходов;
- участники происшествия имеют страховые полисы гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
- отсутствуют разногласия между участниками ДТП.
Упрощение порядка оформления дорожно-транспортных происшествий посредством совершенствования действующего законодательства с учетом принципов европротокола в последующем предоставит ряд преимуществ. В частности, внедрение подобного механизма позволит:
- участникам ДТП самостоятельно регистрировать происшествие без вызова сотрудника ГСБДД;
- экономить время: не тратится время на ожидание инспектора, составление протокола, перевозку (перемещение) автомобиля;
- нейтрализовать возможность образования пробок, вызванных ДТП;
- сократить перечень документов, оформляемых при ДТП;
- облегчить процесс получения страховой выплаты.
Исходя из вышеизложенного, Институтом проблем законодательства и парламентских исследований подготовлен проект закона, предусматривающий соответствующие изменения
и дополнения в ряд актов законодательства, в частности в Законы «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», «О страховой деятельности», в Кодекс об административной ответственности и другие. Принятие данного закона послужит дальнейшему совершенствованию законодательства в этой области и обеспечению их соответствия международным стандартам и передовому зарубежному опыту.
М.Кабилова
Ведущий научный сотрудник
Института проблем законодательств
и парламентских исследований
при Олий Мажлисе Республики Узбекистан
Новости по теме
16:50 / 24.12.2024
После критики: водитель, ставший причиной смерти двух детей, приговорён к 3 годам лишения свободы
09:38 / 24.12.2024
В Ташкенте произошло ДТП с участием трех автомобилей
17:08 / 17.12.2024
Пять граждан Узбекистана погибли в ДТП в России
11:36 / 09.12.2024