Узбекистан | 19:06 / 26.09.2019
5146
6 минут чтения

Снижение ставки НДС и обзор налоговой реформы: достижения и проблемы

Итак, принято решение о снижении ставки налога на добавленную стоимость с 20 до 15%. Чтобы понять, почему президент и правительство пошли на этот смелый и, безусловно, позитивный шаг, необходимо рассматривать его не как отдельную акцию, а контексте всего хода налоговой реформы, которую мы начали 1 января текущего года.

Налоговая реформа нацелена на кардинальную перестройку налоговой системы страны с целью сокращения налоговой и административной нагрузки на бизнес, создания условий для развития и легализации частного предпринимательства.

Достижения первого этапа реформы

Кардинальное сокращение налогов на труд. Эта задача решена для негосударственных предприятий: сегодня они и работники платят всего два налога на заработную плату по 12%. С 1 января 2020 года на такой же режим перейдут и государственные предприятия.

Существенное сокращение сферы влияния налогов с оборота (выручки), убивающих общественное разделение труда и формирование цепочек создания добавленной стоимости. Несмотря на простоту в администрировании, налоги с оборота (Единый налоговый платеж (ЕНП), отчисления в Государственные целевые фонды (ГЦФ)) из-за многократного обложения одной и той же стоимости не позволяют строить длинные цепочки создания добавленной стоимости, обрекая экономику Узбекистана на судьбу вечного сырьевого придатка мировой экономики. Альтернатива налогам с оборота – НДС. В решении этой задачи очень много сделано: отменены отчисления в ГЦФ (3,2% от выручки), с начала года число плательщиков НДС возросло на 41 тыс. субъекта предпринимательства (с 7 до 48 тыс.), а, следовательно, сократилось число плательщиков ЕНП.

Существенное сокращение налоговой нагрузки на предприятия общего режима налогообложения, которая была просто неподъемной и вынуждала предприятия переходить на упрощенный режим или уходить в «тень». Для этого были отменены обязательные отчисления в ГЦФ, снижены ставки единого социального платежа (которая при общем режиме была больше, чем при упрощенном), налога на прибыль и налога на имущество юридических лиц.

Нерешенные проблемы

Во многих отраслях сохраняется все еще высокий разрыв в налоговой нагрузке между общим и упрощенным режимами налогообложения. Данный разрыв ограничивает возможности предприятий развиваться и использовать преимущества от экономии от масштабов, заставляет их скрывать свои доходы и разукрупняться, чтобы остаться в упрощенном режиме налогообложения. Часть предприятий, перешедшие в этом году на общий режим, оказались в неравных условиях по сравнению с предприятиями, оставшихся на упрощенке, что, на мой взгляд, является ключевой проблемой реализации налоговой реформы на сегодняшний день.

Расчеты и уплата НДС очень сложны, что затрудняет работу предприятий, порождает стимулы как к уклонению от налогов, так и к усилению коррупции. Это связано, в том числе, с неотработанностью правил и процедур уплаты НДС в новых условиях и отсутствием процедур возврата НДС (кроме случаев экспорта).

Из-за многочисленных разрывов в уплате цепочек НДС многие плательщики налога несут дополнительные потери. Это связанно с особенностями уплаты данного налога: если предыдущее звено в создании добавленной стоимости – не плательщик НДС, то следующее звено будет платить налог не с добавленной стоимости, а со всей выручки, что очень сильно увеличивает на него налоговую нагрузку. Почему возникают разрывы?

Во-первых, отдельные сектора и отрасли экономики не являются плательщиками НДС (например, сельское хозяйство), соответственно покупатели их продукции не могут взять в зачет ранее уплаченный НДС и вынуждены платить налог за себя и за других участников цепочки.

Во-вторых, сохраняется еще много льготников, которые освобождены от уплаты НДС.

В-третьих, в цепочках создания добавленной стоимости много предприятий, работающих в упрощенном режиме. Они не хотят переходить на НДС из-за всех сложностей, связанных с его уплатой, которые я только что назвал.

На втором этапе налоговой реформы необходимо эти задачи решить или хотя бы начать решать. Для этого принятыми или обсуждаемыми нормативными актами предусмотрено:

снижение ставки НДС с 20 до 15%, что позволит сократить разрыв в налоговой нагрузке между предприятиями общего и упрощенного режимов налогообложения.

максимально возможное сокращение льгот и исключений по уплате НДС. Речь идет как об отмене индивидуальных льгот (для отдельных хозяйствующих субъектов), так и отраслевых исключений (крупные агропроизводители, импортеры, производители сельскохозяйственной техники и автотранспортных средств и пр.)

отказ от практики упрощенного НДС, который не является полноценным НДС и усложняет систему зачетов.

введение практики возврата НДС для всех случаев, а не только при экспорте.

упрощение процедур расчета и уплаты НДС, прежде всего за счет электронизации процесса.

Таким образом, мы видим, что снижение ставки НДС – это один из шагов реализации очень сложной налоговой реформы. Будем надеяться, что намеченные шаги улучшат условия ведения бизнеса, позволят предпринимателям расширить масштабы производства и позволят ускорить легализацию теневой экономики.

Юлий Юсупов,

независимый экономист,

директор Центра экономического развития

Новости по теме