16:06 / 05.10.2019
0
5116

Абдулла Азизов: «В Узбекистане налоговая служба воспринимается как карательная. Мы хотим изменить это отношение»

Абдулла Азизов

25 сентября Президент Шавкат Мирзиёев подписал указ о совершенствовании налоговой политики. Согласно документу, в целях поддержки субъектов предпринимательства, ставка налога на добавленную стоимость (НДС) снижена с 20 % до 15%.

3 октября в Международном пресс-клубе прошла встреча на эту тему. В ней принял участие недавно назначенный заместитель председателя Государственного налогового комитета Абдулла Азизов, который ответил на заданные вопросы.  

Вопрос: Вы прожили в Дании 15 лет и проработали 12 лет. Расскажите, в чем разница между европейским и узбекским налоговым администрированием?

«Налоговое министерство в Дании считается влиятельной организацией. Страна уделяет большое внимание социальной сфере. Поэтому, многое зависит от налоговых поступлений. В Дании НДС составляет 25%, а подоходный налог достигает 56%. Налоговые ставки в этой стране являются прогрессивными, то есть человек, зарабатывающий много денег, платит большой налог. В Дании система социальной защиты очень сильна.

В этой стране есть интересная фраза: «Наказание за уклонение от уплаты налогов более суровое, чем за убийство». Если вы не уплатили налог в Дании в размере 60 000 крон (в среднем 10 тыс. долларов США), то помимо суммы неуплаченного налога вы будете оштрафованы еще на 100% этой суммы.

 Если же сумма неуплаты по налогу достигнет 250 тыс. крон (примерно 40 тыс. долларов США), то помимо взысканного налога и штрафа, к вам могут применить наказание в виде лишения свободы. Но в Дании не сразу применяются меры наказания к неплательщикам. Сначала изучаются причины, насколько это было умышленным, либо наоборот. Это очень важно в Дании. 

В налоговой системе этой страны есть служба консалтинга. Они помогают налогоплательщикам консультацией. К примеру, налоговая отчетность крупных фирм очень сложна. Но инспекторы налоговой службы приходят на помощь и объясняют налогоплательщику. То есть инспектор налоговой службы становится помощником предпринимателей.

Эта тема поднимается и в Узбекистане. Но у наших людей налоговая служба воспринимается как карательный орган. Мы хотим изменить это мышление.

Налоговая служба не должны восприниматься как структура, преследующая предпринимателей, применяющая различные меры наказания, но как орган, готовый дать грамотную консультацию, предложить помощь и исправить допущенные ошибки. Для реализации этой цели на практике, мы открыли управление налоговой консультации. Эта система будет внедрена во всех налоговых управлениях. Предприниматели могут обратиться туда за консультацией или получить ответ на вопрос по телефону. В общем, можно сказать, что мы преследуем такие цели, как повышение доверия населения, изменение уровня системы и поддержка населения.  

Вопрос: Между налоговыми органами и предпринимателями существует некая неприязнь друг к другу. Что нужно сделать, чтобы изменить ситуацию? 

Между предпринимателями и налоговой службой должны быть дружеские отношения. Мы должны поддерживать друг друга. Налоговые платежи следует рассматривать как фактор, способствующий развитию государства, а не как отъем денежных средств у налогоплательщиков. Поэтому мы должны работать вместе.

Моя главная цель – уменьшить вмешательство человека во взаимоотношения налоговых органов и предпринимателей через внедрение информационных технологий. Для того, чтобы ликвидировать возможный коррупционный фактор. Хотелось бы внедрить новую систему, при которой ошибки в налоговых отчётах субъектов предпринимательства не выявлялись бы инспекторами вручную, а автоматически обнаруживались и направлялись сообщением в личный кабинет пользователя.

Мы запланировали запуск нескольких программ в этом направлении. Налогоплательщики должны заранее автоматически в виде сообщений получать сигнал о недоработках и ошибках. Прежде чем применять штраф как меру наказания, налогоплательщика следует предупредить.

Это предусмотрено и в новом Указе. Отныне, расчетный счёт предпринимателя не будет закрыт налоговыми службами. Мы заранее его оповестим об ошибке. Если налогоплательщик не примет никаких мер, то мы вправе в течении 30 дней приостановить операции по его расчетному счету. Словом, отношения предпринимателей и налоговой службы будут складываться по такой схеме», - сказал Абдулла Азизов.

Пройдите авторизацию чтобы Вы могли оставить комментарий
Top