В ГНК рассказали, как некоторые аудиторские организации уклоняются от уплаты налогов
Многие компании в процессе своей деятельности используют те или иные способы налоговой оптимизации, сообщает пресс-служба Государственного налогового комитета.
Весьма популярный способ – занижение в отчетности расходов на оплату труда. При этом повышается вероятность неофициальных выплат, с которых не удерживаются налог на доходы физических лиц и единый социальный платеж. При выявлении форм скрытого вознаграждения за труд у налоговых служб возникает вопрос, с каких доходов компания может произвести такие выплаты. Ведь это означает, что в отчетности не показана реализация или услуга, с которой был получен доход.
В настоящее время органы государственной налоговой службы используют риск-ориентированный подход к выбору кандидатов для проведения контрольных мероприятий по выявлению налоговых правонарушений. Этот подход основан на анализе предоставляемой налоговой отчетности и применении определенных критериев ее оценки.
Для осуществления этих функций в структуре Государственного налогового комитета создано управление анализа риска и сегментации налогоплательщиков. На данный момент управлением формируется система критериев, позволяющих отнести того или иного налогоплательщика к группе риска.
К примеру, результаты сегментации налогоплательщиков и выявления рисков показали, что аудиторские организации, осуществляющие деятельность на территории республики, в том числе и международные, подпадают под группу с высоким уровнем уклонения от уплаты налогов путем занижения налогооблагаемой базы. Эти организации уменьшают свои расходы на выплату заработной платы (платят в меньшем размере, чем предполагается). Остающуюся в их распоряжении чистую прибыль в дальнейшем распределяют в виде выплаты дивидендов.
Проанализировав отчетность аудиторских организаций выяснилось, что в 55 местных и в одной международной аудиторской организации 224 аудиторам с января по июнь этого года зарплата начислялась в размере менее 1 млн сумов, в то время как в других организациях той же отрасли оплата труда аудиторов составляла порядка 3 млн сумов. Чтобы выразить мнение об адекватности начисленной аудитору зарплате, необходимо обратить внимание и на долю (выраженную в денежной сумме), приходящуюся на одного аудитора в общем товарообороте. Заставляет задуматься тот факт, что, к примеру, аудитор получает зарплату – 600 тыс. сумов при том, что осуществляет товарооборот на сумму 136 млн сумов. Для сравнения в других аудиторских организациях при товарообороте 139 млн сумов аудитор получает 1,9 млн сумов.
«Подобные факты невольно наводят на мысль о наличии определенного парадокса. Ведь целью аудиторской деятельности принято считать выражение мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Республики Узбекистан. То есть, те организации, которые должны являться образцом в обеспечении достоверности результатов финансово-хозяйственной деятельности, сами используют механизмы уклонения от уплаты налогов, при этом проводя аудит у других предприятий», - сказали в ГНК.
При выявлении и подтверждении фактов уклонения от уплаты налогов, руководители, главные бухгалтера, а также другие работники, которые занимались оформлением первичных документов, признаются пособниками и в отношении них, в зависимости от ситуации, могут быть применены меры административной и уголовной ответственности.
«В то же время необходимо отметить, что и работник в случае получения неофициальных выплат не освобождается от ответственности. Получив доход, работник, с которого работодателем не был удержан налог, обязан самостоятельно в срок до 1 апреля следующего года задекларировать его по месту своего жительства и в течение 15 дней уплатить начисленный налог. Однако немаловажно, чтобы работник сам был заинтересован в отражении своих доходов и, соответственно, уплате налогов, так как размер заработной платы прямо пропорционально влияет на величину пенсионных выплат в будущем», - отметили в ГНК.
Еще одним фактом является несоблюдение пункта 19 постановления Кабинета Министров от 13 марта 2019 года, а именно, 34 аудиторскими организациями на протяжении 4 месяцев не соблюдались установленные требования к минимальному штату аудиторов с основным местом работы (в количестве 4 человек).
Как сообщили в пресс-службе ГНК, соответствующие доводы будут представлены в Министерство финансов Республики Узбекистан.
Новости по теме
09:59 / 06.12.2024
Работа электронных налоговых сервисов временно ограничена
12:25 / 06.11.2024
В Налоговой системе 12 сотрудников уволены, 14 налоговиков понижены в специальных званиях
18:22 / 02.11.2024
15,5 трлн сумов на лекарства – на что узбекистанцы тратят больше всего?
12:43 / 30.08.2024