19:01 / 08.10.2019
1
12089
5 мифов о Евразийском экономическом союзе
Фото: eurasianeconomic.org

После визита спикера Совета Федерации Валентина Матвиенко в Узбекистан, началась широкая дискуссия среди экспертного сообщества о возможном вхождении страны в Евразийский экономический союз (ЕАЭС).

В СМИ и в социальных сетях, появились комментарии о том, что на Узбекистан может быть оказано давление при вступлении в ЕАЭС, что Узбекистану не выгодно вступление в организацию, как из-за экономических, так и из-за политических аспектов.

При этом большинство экспертов высказавшихся против вступления, не до конца понимают, что собой представляет ЕАЭС и что даст вхождение в него Узбекистану. Приведет ли путь в ЕАЭС к повышению конкурентоспособности национальной экономики и росту благосостояния граждан, включая работающих за пределами страны, или к экономическому и политическому порабощению? Разберем основные мифы о ЕАЭС.

Миф №1. В ЕАЭС всем руководит Москва

ЕАЭС – это международная организация региональной экономической интеграции, в которую входят Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Российская Федерация.

Управляющим органом ЕАЭС является Высший Евразийский экономический совет, состоящийизглав государств Евразийского экономического союза. Все решения принимаются методом голосования, путем достижения консенсуса. Принятые решения становятся обязательными для выполнения во всех государствах-участниках. Основным регулирующим органом является Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) состоящая из уполномоченных делегатов стран участниц. Основная задача Евразийской экономической комиссии – обеспечение условий функционирования и развития Евразийского экономического союза. Евразийский межправительственный совет обеспечивает взаимодействие стран участниц ЕАЭС на уровне национальных правительств.

Все возникающие спорные вопросы между государствами участниками ЕАЭС, решаются в Суде Евразийского экономического союза, который находится в городе Минске.

Каждый год председателем организации избирается страна-участница союза. В данный момент Армения председательствует в объединении до 31 декабря 2019 года. В 2020 году председательствовать будет Беларусь.

Вывод: членство в ЕАЭС не потребует от Узбекистана отказа от своей независимости. В ЕАЭС создана минимальная надстройка из наднациональных органов, которые принимают решения на основе консенсуса.

Как полноправный и равный участник объединения, Узбекистан, руководствуясь действующими законами ЕАЭС, сможет наравне с другими государствами-членами организации реализовывать собственные инициативы и влиять на будущее всего экономического союза.

Миф №2. Интеграция пройдет без учета интересов Узбекистана

Интеграционный опыт Армении и Кыргызстан показывает, возможность регулирования таких сфер, как финансовые рынки, естественные монополии, энергетика, использование недр, а также транспорт, через сохранение права страны участница ЕАЭС на применение ограничений, дополнительных требований и особых условий.

Так, например, Кыргызстан смог договорится об особой ставке на ввоз автомобилей до 1 января 2020 года, а также получил право в течение 5 лет беспошлинно ввозить сахар-сырец в объеме не более 100 тыс. тонн в год для промышленной̆ переработки. Казахстан в свою очередь, после вступления в ВТО смог договорится о порядке перемещения товаров поступивших в страну в рамках условий ВТО.

Вывод: Интеграция в ЕАЭС – это сложная процедура, длящаяся годами, целью которой является определение наиболее благоприятных условий для всех участников интеграции. Процесс переговоров и согласований, разработка дорожных карт и гармонизация законодательства - многолетний сложный процесс, с участием межгосударственных структур и экспертного сообщества, в рамках которого уполномоченные структуры будут определять понятие национальных приоритетов Узбекистана.

Миф №3. Вхождение в ЕАЭС негативно скажется на производителях Узбекистана

Статистика демонстрирует иные тренды. По данным ВТО, за 2011-2015 годы, Казахстан увеличил поставки в Россию: обуви – на 6%, пластмасс и товаров из них – на 11%, молочной продукции, яйца птиц, натурального меда, пищевых продуктов животного происхождения – на 107%; мяса и мясных субпродуктов – на 136%, алкогольных и безалкогольных напитков и уксуса – на 48% и так далее.

Если говорить о показателях 2015 года, то казахстанские производители продовольствия 40% продукции поставили в Россию. Объемы поставок 18 видов продукции возросли в 20-40 раз. К примеру, ВВП Кыргызстана, начиная с 2015 года, растет темпами, превышающими увеличение ВВП в целом по ЕАЭС.

За первый год членства в ЕАЭС, экспорт товаров текстильной отрасли Кыргызстана в страны ЕАЭС увеличился на 38 процентов, сельского хозяйства на 26 процентов, в 2,8 раз увеличился общий грузооборот. В течение 2016-2018 годов данная тенденция сохранилась. В свою очередь экспорт Республики Армения  в государства ЕАЭС в 2016 году вырос на 53%.

Вывод: Эффективные производители товаров и услуг Узбекистана имеют все шансы на успешный выход на рынки стран ЕАЭС. Такие же шансы будут иметь производители товаров и услуг стран ЕАЭС в Узбекистане. 

Миф №4 Интеграция в ЕАЭС экономически не выгодна Узбекистану

Вот лишь краткий прогноз изменений в некоторых отраслях экономики Узбекистана, в случае интеграции в ЕАЭС.

Энергетика. Формирование общих рынков энергетических ресурсов (электроэнергии, газа, нефти и нефтепродуктов) приведет к безусловным выгодам для его участников, в том числе стабилизации цен и повышению надежности энергоснабжения, росту общественного благосостояния, совокупному росту ВВП стран ЕАЭС за счет синергетического эффекта. Формирование общих рынков газа, нефти и нефтепродуктов ЕАЭС, должно завершиться не позднее 1 января 2025 года.

Медицина. Перспективным для Узбекистана является сотрудничество в рамках развития общего рынка лекарственных средств. По оценкам ЕЭК, благодаря наращиванию внутреннего производства в рамках ЕАЭС ожидается сокращение импорта лекарств из третьих стран более чем на 30%. Изменяться требования к качеству производимой медицинской продукции в Узбекистане. Производители лекарств должны будут обеспечить внедрение и поддержание системы менеджмента качества, которая позволит гарантировать выпуск продукции на рынок со стабильными показателями качества и безопасности.

Товары и услуги. ЕАЭС декларирует реализацию «четырех свобод»: свободное перемещение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. Интеграция в ЕАЭС, несомненно, повысит конкуренцию на внутреннем рынке Узбекистана, приведет к повышению качества продукции, снизит цены на ряд товаров и усложнит положение монополистов. В свою очередь, производители товаров из Узбекистана, получат доступ к 180 миллионному рынку ЕАЭС. Доля сферы услуг в Узбекистана составляет порядка 47% от ВВП. При правильном подходе, Узбекистан сможет эффективно экспортировать услуги в страны ЕАЭС.

Для компаний и специалистов из Узбекистана, специализирующихся на высокотехнологичных услугах, это откроет значительные возможности. До 2025 года в ЕАЭС планируется также освобождение поставщика услуг от регистрации юридического лица на территории другого государства. Прежде всего, это позволит IT-компаниям Узбекистана охватить новые рынки сбыта своих услуг.

Также высоки ожидания от формирующегося общего рынка финансовых услуг организации к 2025 году. Одним из важнейших принципов здесь станет предоставление доступа инвесторам из ЕАЭС на финансовые рынки государств – членов ЕАЭС, обеспечение гарантированной и эффективной защиты прав и законных интересов потребителей финансовых услуг. Речь идёт о взаимном признании лицензий в банковском и страховом секторе, а также в секторе услуг на рынке ценных бумаг.

Кроме того, что фермеры, производители и предприниматели Узбекистан опять же получат доступ к 180 миллионному рынку ЕАЭС, Узбекистан сможет воспользоваться преимуществами международных договоров о свободной торговле ЕАЭС с такими странами как Китай, Иран, Вьетнам, Куба, а в ближайшей перспективе с Египтом, Сингапуром, Индией, Сербией, Израилем и Таиландом. Экспортеры узбекской сельхоз продукции забудут о таможенном и санитарно-карантинном̆ контроле в пределах ЕАЭС.

В ключевых сферах экономики, в том числе ориентированных на развитие экспорта, Если ранее при пересечении товарами таможенных границ НДС взимался таможенными службами, то со вступлением Узбекистана в организацию администрирование НДС и акциза по товарам, ввозимым с территории государств – членов ЕАЭС, будут осуществляться органами налоговой службы.

При этом при уплате НДС бизнесу предоставлена отсрочка в 50 календарных дней (налоговый кредит).

Нормативы. Узбекистан сможет существенно модернизировать свою нормативно-техническую базу, перейдя на передовые технические регламенты ЕАЭС, которые включают в себя вопросы от безопасности железнодорожного движения и до безопасности молока и молочной продукции. Повыситься качество управления и прозрачность законодательства, регулирующего внешнеэкономическую деятельность республики, что найдет отражение в различных международных рейтингах. В процессе интеграции Узбекистан получит пласт современного наднационального законодательства, основанного на лучших международных практиках.

Транспорт и логистика. Возможности ЕАЭС, с учетом китайской инициативы «Один пояс и один путь» позволят максимально эффективно использовать транзитный потенциал Узбекистана, как обладающий наибольшим интеграционным потенциалом в регионе.

Товары из Узбекистана, по сути, получат доступ ко всем транспортным коридорам ЕАЭС, а между Узбекистаном и ЕС (Европейский союз) останется только одна таможенная граница – белорусско-польская. В случае интеграции в ЕАЭС, Узбекистан сможет принять участие в совместных проектах ЕАЭС в области транспорта, претендующих на софинансирование Китая.

Они должны наладить сквозную логистику между Китаем, Евразийским экономическим союзом и Европейским союзом и по сопутствующим маршрутам, дополняющим основные транспортные коридоры Евразии: Западная Европа–Западный Китай, Север–Юг, Восток–Запад и Северный морской путь.

В рамках ЕАЭС Узбекистан также получит: снижение транспортных издержек, объединение транзитных возможностей всех стран организации, дебюрократизация транспортных процедур, развитие логистической базы, возможность равного доступа к российским трубопроводам и портам на Балтике.

Трудовая миграция. Миграция в Узбекистане сегодня затрагивает более 4 млн человек и в обозримой̆ перспективе останется значимым экономическим и социальным фактором. Если Узбекистан вступит в ЕАЭС, его гражданам не придется оформлять разрешения на работу в других странах союза.

Только в России трудовые мигранты тратят до $2 млрд ежегодно на оформление и продление патентов. Эти деньги ежегодно будут пополнять экономику Узбекистана. Интеграция в ЕАЭС, позволит трудовым мигрантам из Узбекистана, а также членам их семей получить социальное обеспечение (социальное страхование), которое будет осуществляться на тех же условиях и в том же порядке, что и для граждан государства трудоустройства. Дети трудящихся из ЕАЭС получат право на посещение дошкольных учреждений и получение образования в соответствии с законодательством государства пребывания. В дальнейшем, работники из Узбекистана смогут принять участие в крупнейших проектах стран ЕАЭС, от освоения Арктики и Дальнего Востока до строительства судоходного канала из Каспийского моря в Черное море.

Миф №5. Вхождением в ЕАЭС Узбекистан испортит отношения с ЕС и США

Европейский союз был и остается главным торговым партнером ЕАЭС. По данным Евразийской экономической комиссии, в 2016 года, европейская доля экспорта товаров из России, Казахстана, Белоруссии, Кыргызстана и Армении составила 50,3% от общего объема поставок за рубеж. Доля ввезенных из Европы товаров за тот же период – 40,8%.

Кроме этого, членство в ЕАЭС Белорусии не помешало ввести безвизовый режим со странами ЕС и США. Казахстан в свою очередь развивает расширенное стратегическое партнерство с США.

За последние три года объем прямых американских инвестиций в одну только горнодобывающую промышленность Казахстана увеличился более чем втрое, превысив 5 млрд долларов.

В стране работают такие американские корпорации как Chevron Corporation, General Electric, Halliburton, NalcoChampion, Weatherford, Flowserve.

Вывод: Интеграция Узбекистана в ЕАЭС не подразумевает каких-либо экономических или политических действий, способных нанести ущерб двухсторонним отношениями Узбекистана со странами ЕС и США. Наоборот, интеграция 32 миллионного Узбекистана в ЕАЭС позитивно скажется на «балансе сил» внутри организации, усилив Центральноазиатский блок участников ЕАЭС.

Интеграция Узбекистана в ЕАЭС, улучшит экономические показатели, гармонизирует национальное законодательство, откроет новые возможности для бизнеса и экспорта услуг, что привлечёт дополнительные инвестиции в Узбекистан, в том числе из ЕС и США.

Коротко об авторе: Родился в 1983 году, в Ташкенте. В 2005 году окончил Национальный Университет Республики Узбекистан по специальности «Юриспруденция», в 2012 году окончил Финансовую Академию при Правительстве РФ по специальности – Антикризисное управление. 

Учредитель МННО «BUYUK KELAJAK». Член экспертного совета Комитета по безопасности и противодействию коррупции Государственной Думы РФ.

Бахром Исмаилов
член Экспертного Совета «BuyukKelajak»

Пройдите авторизацию чтобы Вы могли оставить комментарий
Top