В Ташкенте, как минимум, 30% рекламных щитов установлены незаконно – беседа со специалистом
«Сегодня в столице как минимум 30% рекламных щитов установлены незаконно. С прибыли от них не платятся налоги, не пополняется и местный бюджет. Контроль никем не осуществляется».
Согласно Указу Президента от 11 сентября текущего года «О мерах по коренному совершенствованию правовой и институциональной системы защиты прав потребителей» было образовано Агентство по защите прав потребителей при Антимонопольном комитете Республики Узбекистан.
Главные задачи агентства нацелены на защиту прав потребителей и регулирование рекламного рынка.
Корреспондент Kun.uz взял интервью у начальника управления антимонопольного комитета Дилшода Азимова о наружной рекламе и контроле над ней.
По его утверждению, с созданием Агентства по защите прав потребителей было создано единственное государственное учреждение в области рекламы. Ранее эту функцию выполнял Государственный комитет по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции.
Когда Комитет по конкуренции был упразднен в январе 2019 года, с этого времени по сентябрь, до создания Агентства по защите прав потребителей в течение восьми месяцев, никто не занимался надзором за рекламой.
– Кто размещает и контролирует наружную рекламу и различные баннеры на улицах?
- Наружная реклама – лицо города. По мнению многих, по тому, какая размещена реклама, можно судить об экономическом положении региона. Я тоже считаю, что наружная реклама – это показатель экономики. Если, к примеру, мы увидим баннер, рекламирующий дорогой автомобиль, значит можно судить о том, что у людей, проживающих здесь, есть возможность приобрести его.
Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности в области размещения внешней рекламы» были внесены некоторые новшества по рекламе.
В нем говорится о предоставлении земельных участков для внешней рекламы путем аукциона. Раньше для того, чтобы разместить рекламный баннер, нужно было обратиться в местный хокимият и получить положительный или отрицательный ответ. Были случаи, когда желающие, получившие отрицательный ответ, на следующий день наблюдали, как на этом же месте устанавливали чужую рекламу.
С помощью аукциона мы планировали ликвидировать коррупционную составляющую продажи отдельных «рекламных участков». Простой пример: не секрет, что автомобильные номера, которые выставляются на аукцион, помогают предотвратить беспорядок и коррупцию в отрасли. Точно так же хокимиятом будет составляться онлайн-список мест, где бизнесмены смогут устанавливать свои конструкции и вывешивать рекламу и организовываться аукцион по её продаже.
На сегодняшний день разработаны предложения по внедрению словосочетания «Территория, свободная от рекламы». Потому, что не совсем правильно будет, к примеру, вывешивать рекламу продукции, противоречащую религии, рядом с мечетями и другими религиозными сооружениями.
Поэтому внесено предложение не устанавливать рекламные щиты в 50 метрах от религиозных сооружений, исторических памятников, государственных учреждений (к ним относятся резиденция президента, администрация президента, здания Кабинета Министров, Олий Мажлиса, Верховного суда и хокимиятов), которые мы условно занесли в «Территорию без рекламы».
Так мы сможем не ограничивать возможности предпринимателей и предотвратить различные неправомерные действия.
–Несмотря на то, что указ о продаже земельных участков через аукцион есть, но не разработан механизм его практической реализации.
– Прошло чуть больше года, но система полностью не работает. Антимонопольным комитетом разработан порядок проведения аукциона, который представлен в Кабинет Министров.
Кроме того, Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности в области размещения внешней рекламы» с 1 декабря 2018 года рекламные агентства за конструкции и установленные объекты, принадлежащие им должны вносить сборы в местный бюджет. Этот платеж осуществлялся и ранее, но с 1 декабря средства, поступающие от сборов за право размещения внешней рекламы, в размере 90 процентов направляются в бюджеты районов (городов), а 10 процентов — Творческому объединению «Тасвирий ойна» и его филиалам в целях поддержки и содержания работников.
К примеру, если рекламная конструкция расположена в Чиланзарском районе, то средства должны направляться в Чиланзарский районный бюджет.
- Сколько на сегодняшний день установлено конструкций по республике? То есть, сколько внешней рекламы потребляет население?
– Если до 1 декабря 2018 года количество конструкций составляло 9 тысяч 605, то на 1 сентября текущего года, эта цифра составила 10 тысяч 170.
Самым популярным форматом конструкции в Узбекистане считается формат шесть на три, их количество равно примерно 80% от общего числа имеющихся рекламных щитов.
По внешней рекламе Ташкент с 6 тысячами конструкций занимает первое место. На втором месте Самарканд и Ташкентская область. Но там рекламных щитов гораздо меньше, по сравнению со столицей.
– Вы сказали о сборах, поступающих за размещение внешней рекламы. Отличаются ли их размеры в зависимости от местности или же исходя из других факторов?
- Тарификация разделена на две части: для рекламы местной продукции и зарубежной. На сегодняшний день действуют обновленные и старые тарифы на рекламу. Самые старые тарифы касаются рекламы в городе Ташкенте. Они не менялись с 2009 по 2019 год. Конечно, у многих могут появиться вопросы, почему так произошло, кому это было нужно и какие могут быть на это причины?
Самые низкие тарифы на рекламу также установлены в Ташкенте – 1700 сумов. Столица разделена на три зоны и тарификация в каждой зоне отличается.
Если сравнить их с другими областями, к примеру с Хорезмской, Кашкадарьинской, Наманганской, Ферганской, то в этих регионах тариф за рекламу составляет 20 тысяч 273 сумов. В некоторых областях данные тарифы утверждаются хокимами, в других - кенгашами народных депутатов.
Вызывает удивление, что в Ташкенте на протяжении 10 лет тарифы на рекламу не менялись.
- Каков объем средств, поступающих ежегодно в государственный бюджет от внешней рекламы в среднем?
– в 2016 году 5,9 миллиардов, 2017 году – 6,7 милиардов, 2018 – 9,2 миллиардов, а в 2019 году – 4,5 миллиардов поступило в государственный бюджет, из которых 1,5 млрд. – поступило в столице республики.
И это при том, что, как было сказано, в столице установлено около 6, 5 тысяч рекламных щитов. По приблизительным подсчетам, средства от них не должны были составить меньше, чем 10 миллиардов.
В Джизакской области, по документам, оплата за рекламу вообще не производилась. В настоящее время в Джизаке установлено 150 конструкций, даже если они рекламируют продукцию местного производства, а стоимость квадратного метра равна 8120 сумов, то в Джизакский областной бюджет в 2019 году должно было поступить 204 миллионов сумов, но их нет.
Антимонопольным комитетом были внесены предложения и предоставлены сведения в министерство финансов и хокимияты. Потому, что это – средства бюджета. К ним нужно относиться со всей внимательностью.
Хокимияты не вникли в суть данного вопроса. Поэтому контроль за поступлением средств от рекламы не осуществляется в полной мере.
–Сможем ли мы избежать подобной ситуации с невыплатой средств, если будет внедрена система продажи конструкций через аукцион? Если да, то почему до сих пор эта система не внедряется?
– Проект закона по продаже рекламных конструкций через аукцион был рассмотрен соответствующими министерствами и 1 декабря прошлого года внесен в Кабинет Министров, но пока не утвержден.
За этот промежуток времени субъекты предпринимательства вынуждены сталкиваться с различными препятствиями. Потому, что с 1 декабря прошлого года при их обращении в управление строительства они направляют их на аукцион, ссылаясь на то, что у них нет полномочий. Но положение об аукционах еще не утверждено.
В результате люди стали незаконно устанавливать рекламные щиты. Только в Ташкенте на сегодняшний день насчитывается более 6,5 тысяч щитов, в прошлом году этот показатель составлял 6220. Возникает вопрос, откуда взялось столько щитов? Сейчас в столице как минимум 30% рекламных щитов установлены незаконно. С прибыли от них не платятся налоги, не пополняется и местный бюджет. Контроль никем не осуществляется.
Мы говорим: «Нет, сейчас мы не можем установить рекламные конструкции, вы должны решить это через аукцион», тогда другие, никого не спрашивая, устанавливают на это же месте конструкцию.
Никто не интересуется тем, отвечает ли данная конструкция требованиям, есть ли паспорт рекламы. На самом деле, контроль должны осуществлять районные и городские хокимияты и управление строительства.
Среди предпринимателей есть и те, кто устанавливает рекламные щиты в надежде получить прибыль воспользовавшись временем до утверждения порядка проведения аукциона, и ему не важно, что потом щит могут сломать или убрать.
В будущем, когда будет внедрена система аукциона, хокимияты должны будут утвердить схему, только тогда предприниматели будут точно знать, где должен находиться рекламный щит. Конечно, в ситуацию до этого необходимо внести ясность. Сегодня ну улицах города реклама размещена и между двумя дорогами, в то время как по закону она не должна заходить на дорогу более чем на 2 метра.
Давайте представим: рекламных щитов форматом 6х3, установленных у дороги – тоже немало. Крупногабаритный транспорт может задеть конструкцию, а это может привести к печатным последствиям.
Как говорилось выше, реклама – это лицо города. Беспорядочная и чрезмерная реклама может оказать негативное влияние на прибывающих туристов. В этом отношении качество важнее количества.
В столице достаточно установить 3 тысячи конструкций вместо 6 тысяч.
Нужно исключить примитивные баннеры и оставить рекламу на новых LED-экранах, соответствующих требованиям времени. Сейчас огромное количество рекламных щитов возможно обусловлено их низкой стоимостью. Однако более высокая стоимость рекламы, скажем, в Хорезме по сравнению с Ташкентом не является хорошим знаком. Потому, что рекламодатель может отказаться от рекламы своего товара в Хорезме. Это может повлиять на снижение показателей внешней рекламы. И сейчас в данном регионе невысокие показатели рекламы всего -281.
– Вы отметили, что в некоторых регионах количество рекламы превышает нормы, в других – оно низко. Каким должен быть механизм, чтобы сохранить баланс?
- На сегодняшний день столица переполнена внешней рекламой. Здесь её стоимость должна быть выше, чем в других регионах – это предложение мы планируем внести. Ценообразование будет зависеть от экономических показателей региона, количества населения и разделено на три группы.
В первую группу войдет – город Ташкент, во вторую Самаркандская и Бухарская область, остальные области – в третью группу. Если в столице стоимость квадратного метра рекламы будет составлять, к примеру, 50 тысяч сумов, то в других регионах она будет ниже. В свою очередь и они будут разделены на зоны.
Сейчас в Каракалпакстане сбор средств за рекламу не осуществляется. Возможно, это правильно, потому что в данном регионе установлена всего 81 конструкция.
Согласно предложениям, особое внимание уделяется развитию этой сферы, даже в тех областях, где внешняя реклама не развита. Если рекламная индустрия развивается только в областных и районных центрах, то сейчас мы заложили основу для дальнейшего развития в других регионах.
Если новый порядок будет утвержден, думаю, что будет правильно, если ставки на рекламу будут установлены областным кенгашем народных депутатов. Потому, что они знают особенности региона и смогут справедливо определить ценовую политику. Они могут устанавливать «нулевую» ставку в некоторых областях, чтобы увеличить внешнюю рекламу. Тогда возможно добиться увеличения внешней рекламы без сборов.
– Контролируется ли реклама, расклеиваемая гражданами на остановках, столбах и остановках. Кто будет нести ответственность за её достоверность и качество?
– Вообще, подобную рекламу нельзя расклеивать. Мы, по возможности, должны ограничить её количество и обеспечить административную ответственность.
В некоторых развитых странах Европы, чтобы уменьшить количество объявлений, наклеенных на остановках и деревьях, используются метод стирания номера телефона. Сейчас и у нас наклеиваются объявления, но дворники обязаны их сдирать. Кто-то предлагает услуги аренды квартиры, кто-то ремонта. Среди них есть и незаконные. Это одним словом можно назвать – дешевым способом рекламы.
В подобных случаях простым решением является – стирание номера телефона, но и это не может гарантировать 100% результат. Потому, что люди могут найти другой способ для публикации своего объявления.
Самое главное, потребители должны быть более требовательными и пользоваться рекламой из надежных источников.
Беседовала Зилола Гайбуллаева
Новости по теме
14:11 / 21.12.2024
Процесс вступления Узбекистана в ВТО перешел на финальную стадию
11:31 / 21.12.2024
В Ташкенте приказано демонтировать станции зарядки электромобилей
10:54 / 19.12.2024
В Ташкенте для организации придорожных парковок выбрана другая компания
15:53 / 18.12.2024