12:44 / 05.11.2019
0
4782

Девиз мигрантов: «Работай, работай и еще раз работай». О проблемах, ценах на авиабилеты и взаимоотношениях

Корреспондент Kun.uz побывал в городе Стамбуле (Турция), встретился с узбекскими иммигрантами, работающими в этой стране поговорил об их жизни, проблемах с которыми сталкиваются трудовые мигранты, авиабилетах и, конечно же, причинах их выезда за рубеж, о том, что им нужно для возвращения на Родину.

Первая часть диалога была опубликована ранее. Теперь мы хотим предоставить вашему вниманию полную версию диалога с мигрантами. Беседа с соотечественниками проходила в разное время, но каждому собеседнику задавались одни и те же вопросы, затем был произведен монтаж по тематике.

Что заставило вас приехать в Турцию?  

— Будущее наших детей, необходимость собственного жилья. Никто нас не заставлял. Но, кто если не я может позаботиться о будущем семьи. Что может сделать женщина, у которой нет мужа, для своих детей?! Мы женщины, но нам приходится бороться за счастливое будущее. Мы выросли благодаря воспитанию родителей и собственным усилиям. Как говорили в советское время: учиться, учиться и только учиться. Наш девиз очень схож и звучит так: работать, работать и только работать.

- В Узбекистане 10 лет я проработала практикующей медсестрой. Утром идем на работу, домой - на следующий день. Батрачишь целый день, от зарплаты до зарплаты, а тебе говорит, у нас комиссия из КРУ, СЭС собираем деньги на то, на другое, остается не больше 400-500 тысяч сумов. Я приехала сюда ради детей. Дочке исполнилось 17 лет. В Ташкенте, если есть деньги, то будешь учишься, если нет, то нет. Как ни крути, нужны деньги. Я сама училась и знаю, отличники не поступают в вуз, а поступают обеспеченные двоечники.

Одна из собеседниц рассказала о мечте – побывать на свадьбе  внуков.

- У меня две невестки и два сына, пять внуков, одна из которых – девочка. Я мечтаю увидеть их свадьбу, помогать в проведении этих торжеств.

- Проведение свадебных торжеств – это мечта узбекского народа, или во всем мире к ней готовятся годами?

- Только узбекского народа. Мы ходили на свадьбу к туркам, к примеру, в комнате мы увидели только напитки. У них нет таких обычаев, как у нас - «саккиз», «туккиз», им не нужно кормить несколько сотен людей, ездить для этого на заработки. Семья молодоженов обычно покупает собственное жилье и едет отдыхать, медовый месяц. У нас же всё наоборот, родители залезают в долги и платят их еще несколько лет.  

Мы изменили направление диалога и поинтересовались оплатой их труда, условиями, почему они решили поехать в Турцию, что повлияло на их решение, и об их семейном положении.

 Сколько вы бы хотели зарабатывать в Узбекистане для того, чтобы вернуться на Родину?

— Я работаю швеёй. Если здесь я зарабатываю 400 долларов, то в Узбекистане не могла заработать и половины - 200 долларов. Работа в принципе одинаковая, а вот зарплата разная. Поэтому приходится покидать Родину. Время ведь бежит, какой смысл его терять? Никто не сможет вернуть его нам. Если получить опыт, спустя 2-3 года зарплата может повыситься и до 1000 долларов. В Узбекистане нет таких возможностей.  

— Я работала акушеркой, 9 лет. В Узбекистане я не смогла приобрести жильё. Зарплата маленькая, на неё нужно прокормить детей, конечно, ее не хватает. Я приехала (сюда) для того, чтобы накопить денег на собственное жильё. Самая низкая зарплата в Турции 2 тысячи TL (турецкие лиры). Это примерно 400 долларов. Если бы у нас были бы такие заработные платы, вряд ли кто уехал бы за границу.  

— Почему трудовые мигранты из Узбекистана не оформляют документов? Почему не обращают внимания на этот вопрос?  

- К примеру, мой знакомый, который встретил меня спросил, буду ли я делать официальный документ «утирим изни» (свидетельство для легального проживания в Турции). Когда я спросил, сколько это стоит, он ответил – 1,5 тысячи. Лучше я отправлю одежду детям на эти деньги, подумал я и не стал оформлять документ. Мы сами виноваты в этом.

— Человек, который приезжает сюда впервые, должен оформить «утирим изни». Люди, приехавшие 2-3 года назад или же еще раньше, не обращали внимания на это. Жили нелегально, 6 месяцев, а то и год, два.  Есть даже те, кто живет здесь десятки лет, у которых все еще паспорт старого образца, который вышел до биометрического. Они должны выехать в Узбекистан, получить загранпаспорт и только потом снова оформить документы.

Только после получения разрешения на жительство, здесь можно жить спокойно. Но этот документ не дает право на работу. Даже если вы трудоустроитесь, то нелегально. Для законного трудоустройства нужно заполучить разрешение (чалишма изни) - что-то вроде патента, дающего права на работу. По договоренности с работодателем после подачи документа в Министерство труда, государству ежемесячно осуществляется оплата. Многие наши соотечественники, работают без разрешения и, как только их задерживают, то сразу депортируют обратно. Это – самая большая проблема сегодня здесь. Не разрешают работать нелегально.

— Еще год назад не было особого спроса на этот документ. Даже при приёме на работу не требовали никаких документов. Сейчас, куда бы вы не попытались трудоустроиться, везде требуют документы, наверное, турки перестали доверять иностранцам. Полиция проверяет не только Узбекистанцев, но и всех иностранных граждан.  Незаконных мигрантов выдворяют из страны. Отныне все, кто хочет зарабатывать здесь, хотят они того или нет, вне зависимости от того, есть ли у них деньги - должны оформить разрешение на работу.

— В Узбекистане сложилось мнение, что в Турции мигранты зарабатывают 400, 500 или даже 700 долларов в месяц. Но это неправда, фактически, здесь жить сложнее, чем в Узбекистане. К примеру, если вы договоритесь с работодателем, что за неделю работы он должен заплатить 100 долларов, он может дать лишь 30-50 долларов. Если начнете требовать своё, то он даст понять, что вы тут не дома, или же позовет десятерых человек. Некоторые, зная, что у нас нет документов, грозят вызвать полицию.

 Значит, могут быть и такие ситуации, когда вам не выплачивают в полной мере ваш заработок?

— Они не «могут быть», они происходят. К кому мы можем обратиться? Для того, чтобы пожаловаться, у нас нет документов. Полицейские обязательно попросят предъявить их.  А так как их нет, нас могут взять под стражу. Когда мы только приехали сюда, было очень нелегко. У мигрантов здесь свои сложности.

Они высказали свое мнение касательно множества необоснованных выдумок и, в некоторых случаях, даже клеветы на женщин, работающих в Турции в качестве рабочих-мигрантов.

— Есть и такие женщины. Я сам, возвращаясь с работы был свидетелем того, как наши девушки сидели на коленях у пожилых турков. Но из-за одной такой, страдают тысячи женщин, которые зарабатывают на хлеб добросовестно.

Говорит наш собеседник из Турции:

— Я знаю точно, как бы мы не защищали женщин, большинство узбечек приезжают сюда зарабатывать на бесчестии. Да, не все люди одинаковы. У нас нет плохих? Их и у нас немало. 80 из 100 женщин приезжают к нам с другими целями. Они не намерены зарабатывать здесь выполняя ту, или иную работу. 70 женщин из 100, зарабатывали проституцией еще у себя на родине. Именно они хотят торговать своим телом и в Турции, но за большие деньги. Еще 10% «портятся» здесь, оставшиеся 20% либо сохраняют себя, либо нет. Как бы это не отрицали, но это - факт.

Наша беседа продолжилась на тему взаимоотношений между узбекскими мигрантами.

— Однажды я заблудился. Языка не знаю… Если вы не знаете языка, то к кому вы можете обратиться? Увидев прохожего узбека, я обратился к нему, он ответил, что ему некогда разговаривать со мной и пошел дальше. Если вы спросите по-узбекски у турка и скажете адрес, то если у него есть время, то он вас проводит или же покажет дорогу. Узбеки не такие отзывчивые.

По утверждению трудовых мигрантов, узбеков обманывают именно соотечественники, которые тоже проживают за рубежом.

— Многие боятся быть обманутыми из-за невнимательности при заполнении документов. Сколько людей обманулись на поддельных документах. Эта незаконная деятельность по продаже поддельных документов есть во многих государствах, где много мигрантов. Даже авиабилеты продают поддельные. Сколько людей прогорели, купив поддельный авиабилет.

— Да, правильно. Вот совсем недавно мой один знакомый улетел в Самарканд. Билет он купил в Купкапи. Поехал в аэропорт, где выяснилось, что билета нет в компьютерной базе. Потом он был вынужден купить билет за 200 долларов и улетел в тот же день.

Мы задали вопрос нашим соотечественником по поводу авиабилетов.   Они рассказали о разнице между ценами, предлагаемыми «Узбекскими авиалиниями» и казахстанскими авиакомпаниями.

— Билеты компании «Узбекистон хаво йуллари» очень дорогие. Недавно мне нужно было полететь на лечение. Я купил билет за 450 долларов, чтобы полететь туда, а обратный билет мне обошелся дороже 300 долларов. 

— Почему-то, если выбрать рейс через казахстанские Алматы или же Чимкент, то можно купить его в 2-3 раза дешевле. Например, если вы приобретаете билет за три дня вперед у компаний «Узбекистон хаво йуллари» или «Турк хаво йуллари», практически невозможно их приобрести дешевле чем за 600 долларов. Если вы летите в Чимкент и решили приобрести билет за три дня до вылета, то он обойдется вам в 200 долларов.

Мы спросили: кому легче трудоустроиться и есть ли возможность получить высокооплачиваемую работу?

— Я хочу сказать одну вещь. Те соотечественники, которые обладают квалификацией, специальностью, смогут быстро найти подходящую работу. Будь-то повар, или электрик, и не важно - плотник он или маляр. Человек, хорошо владеющий навыками профессии, здесь не пропадет. Есть узбеки, которые зарабатывают больше, чем турки. Есть наши соотечественники, которые зарабатывают 6000 лир – это больше 1000 долларов. 

Были высказаны и предложения, нацеленные на улучшение жизни иммигрантов за рубежом.

— Не все приезжают сюда для заработков. Есть и отдыхающие, но многие приезжие не знают турецкого языка. Моё предложение заключается в том, чтобы в аэропорту были люди, владеющие в совершенстве языком. Еще я хотел бы попросить, в Турции есть ширкаты, которые помогают найти работу. Я бы хотел, чтобы подобные ширкаты были отрыты и для узбеков.  Например, турецкие ширкаты отправляют мигрантов на работу или уборку, но на месте девушки, бывает, подвергаются насилию. Закрыв дверь, они делают все что хотят. У некоторых отбирают даже паспорта. Девушки не могут пожаловаться никуда. Я хочу сказать, что должны быть ширкаты, защищающие права мигрантов, которые попали в подобную ситуацию.

В Стамбуле есть консульство Узбекистана. Проводили ли его представители встречи с узбекистанцами?

— Они никогда не приходили. Они никогда не интересовались нашим положением. Чтобы не случилось с нами, каждый здесь борется за себя. Даже когда заболеем, лечим себя сами. Здесь есть русская аптека, где мы покупаем лекарства и делаем уколы друг другу. В больницу ходить дорого.

 Что вы приобрели здесь?

— Я рассчитался с долгами и купил корову. Но потерял многое. Я не смог принять участие в воспитании своих детей. Я не смог быть рядом, когда они были больны. Вот уже два года как я здесь. Три года я не смог дать им отцовскую ласку.

— Я рад, что наш президент открыл дорогу. Я узнал, что можно делать, а чего лучше не делать. Научился отличать хорошее от плохого, выбирать правильную дорогу по жизни, отличать порядочных людей от бесчестных.  У меня была возможность подумать о том, куда я иду. Нет, я не проиграл, я выиграл, побывав в Турции.

Итак, вы послушали мнение наших соотечественников в Турции. Это всего лишь часть узбекского мира мигрантов. Итак, с какими же проблемами сталкиваются наши соотечественники в Турции?

1.       Отсутствие правовой информации о законном проживании и трудоустройстве мигрантов в принимающей стране;

2.       Пренебрежение правовыми и социальными преимуществами легальной жизни и работы;

3.       Отсутствие консультационных услуг, которые могли бы оказать правовую помощь узбекским трудовым мигрантам;

4.       Нехватка персонала в консульствах Узбекистана в Турции;

5.       Трудовой мигрант не располагает информацией о том, что если он планирует остаться за границей более 6 месяцев, то должен зарегистрироваться в консульской службе для дальнейшего оказания ему юридической помощи;

6.       Завышенная, по сравнению со среднерыночной, стоимость авиабилетов. 

Конечно, этот список можно продолжить. Хотя некоторые из вопросов, о которых мы говорили, кажутся очень личными, на самом деле каждый должен иметь возможность рассказать о проблеме, ведь именно из маленьких проблем вырастают масштабные. Мне кажется, что мы должны начать действовать вместе, проявлять инициативу, только тогда можно решать эти проблемы.

Толиб Рахматов,
Корреспондент Кun.uz 

Пройдите авторизацию чтобы Вы могли оставить комментарий
Top