Зачем добавили обязательные предметы к вступительным экзаменам? Комментарий главы управления ГТЦ
Согласно майскому постановлению президента, начиная с 2020/2021 учебного года, для поступления в вузы абитуриенты будут сдавать экзамены по 5 предметам.
Первый раздел комплекса вопросов будут включать в себя три обязательных предмета: родной язык (узбекский, русский или каракалпакский), математика и история Узбекистана. Во втором разделе вопросы будут состоять из двух предметов, которые имеют отношение к выбранному направлению бакалавриата.
Предусматривается набрать по 2,1 балла (всего 94,5 балла) за тесты по обязательным предметам и по 3,1 балла (всего 186 баллов) за тестовые задания по отдельным предметам выбранного направления. При этом общий суммарный балл, который может набрать абитуриент, составляет 280,5.
Корреспондент Kun.uz побеседовал с начальником Управления развития тестовых технологий Государственного центра тестирования (ГТЦ) Севарой Зупарходжаевой.
– Какова причина подобных изменений в системе тестовых испытаний?
– Изучая опыт зарубежных стран, мы стараемся максимально использовать те аспекты, которые можно применить к нашей системе образования для её совершенствования и развития. В частности, в течение 2017-2019гг. сотрудники ГТЦ посетили ряд стран, таких как Япония, Южная Корея, Турция, Россия, Казахстан и изучали их систему поступления в высшие учебные заведения.
В некоторых зарубежных странах можно увидеть, что в программу вступительных экзаменов включены такие предметы как родной язык и математика. В таких странах, как Турция, обязательным предметом является экзамен по истории государства.
Главная цель, включения обязательных тестовых экзаменов по математике, родному языку и истории Узбекистана у нас - заключается в расширении кругозора у выпускников.
В последние годы у абитуриентов, которые готовятся к поступлению в вуз, к сожалению, сложилось мнение, что если они подготовятся к двум основным предметам, относящимся к первому блоку, то смогут поступить в вуз. Они не считают нужным готовиться к третьему блоку предметов, есть случаи поступления среди тех, кто наугад отвечает на тестовые вопросы. Мы можем их назвать «везунчиками». Тех, кто ставит «галочки» наугад, еще называют «забивателями свай».
Введение новых предметов преследует единственную цель – расширить мировоззрение учеников. Они должны в равной степени изучать все предметы, которые включены в школьную программу.
Государственным тестовым центром составляются вопросы исходя из образовательной программы. От абитуриентов мы ожидаем одинакового подхода ко всем школьным предметам.
Конечно, ученики старших классов могут углубленно изучать нужные для них предметы, но они не должны забывать о том, что есть и другие предметы, и выпускники школ должны выходить из стен учебного заведения всесторонне развитыми. С этой точки зрения, изучив международный опыт, мы решили включить обязательные предметы для выступления в вузы.
Государственный тестовый центр разработал проект по 5 предметам, который был обсужден рабочей группой. В состав рабочей группы вошли ответственные сотрудники Министерства высшего образования и Министерства народного образования. Кроме этого, мы направили проект в 17 соответствующих министерств и учреждений и получили их предложения.
Мы хотим, сделать так, чтобы каждый ученик в школе изучал все предметы, а не просто проводил время. Это направлено и на решение проблемы с ответами на тестовые испытания «наугад».
– Насколько обоснованной и перспективной вы считаете идею расширения мировоззрения абитуриентов путем введения обязательных тестовых заданий на вступительных экзаменах?
– Речь идет не только о самом тесте, а скорее о том, что ребенок должен изучать предметы, чтобы подготовиться к тесту. Возможно, внедрение трех обязательных предметов многим кажется непосильным испытанием. Однако, тесты по обязательным предметам подобраны в соответствии с учебной программой и максимально упрощены и относятся к первой степени сложности, они направлены на выявление показателей общей грамотности, мышления и оценки базовых знаний.
– По некоторым направлениям мы видим повторение обязательных и базовых дисциплин. Например, абитуриенты, которые хотят поступить в Экономический университет, должны сдавать экзамены по математике как по специальности, так и по обязательному предметному блоку. Но это невозможно для абитуриента, который сдает экзамен по направлению «медицина». Разве это не создает неравенство среди абитуриентов?
– Могу сказать, что, как мы знаем, математика является основой многих предметов. Этот предмет учит человека мыслить. Человек, обладающий достаточными знаниями по этому предмету, легко освоит химию, математику и даже родной язык.
Хотя одни и те же предметы повторяется, но уровень сложности их - разный. Например, вопросы блока истории в обязательном блоке относятся к первому уровню сложности, в то время как тесты по предметам по направлению представляют собой вопросы второго и третьего уровня сложности.
Беседовала Зилола Гайбуллаева
Новости по теме
20:43 / 07.12.2023
Сначала экзамен, а потом выбор учебы – с 2024 года изменится порядок приёма абитуриентов
11:06 / 12.09.2023
Абитуриентам предоставлены новые возможности
19:05 / 26.08.2023
Муфтий назвал трагедией то, что более 40 % абитуриентов не набрали даже 56,7 балла
15:14 / 25.08.2023