Узбекистан | 20:37 / 20.11.2019
3427
12 минут чтения

Что еще мы не знаем про единый таможенный платеж?

Таможенно-почтовую сферу в ноябре 2019 года можно отметить хештегом #единый. В начале ноября утвержден 30% единый таможенный платеж, который должен вступить в силу с 1 января 2020 года, а с 6 по 21 ноября вынесено на обсуждение предложение Кабинета Министров о создании Единого реестра операторов и провайдеров почтовых услуг.

Фото: Andrei Makhonin

Осталось только прийти к #единому пониманию этих документов, так как в первом постановлении нет ясности по ключевому пункту – размеру беспошлинного барьера, с превышения которого и будет начисляться 30% таможенный платеж. А с «единым реестром» вообще еще предстоит разобраться, так как пока вхождение в этот реестр выглядит скорее добровольно-принудительным и слегка компрометирует некоторые заданные государством тренды «свобода выбора», «здоровая конкуренция» и другие.

Кстати, состоявшийся на днях обзорный брифинг ГТК по теме последних реформ, к большому сожалению, также не раскрыл именно эти актуальные вопросы. Хотя был достаточно информативным и детальным, судя по опубликованному на сайте релизу.

Уравнение с одним неизвестным: 30% от числа «х»

Напомним, 7 ноября, по горячим следам еще не затихших общественных обсуждений на СОВАЗ, было опубликовано постановление президента от 7 ноября 2019 года о введении с 1 января 2020 года нового упрощенного порядка ввоза товаров для личного пользования. А именно– 30% единого таможенного платежа, который будет взиматься с физлиц при превышении беспошлинного лимита. В целом реформа действительно направлена на оптимизацию, и, что важно, в итоговой версии государство остановилось на 30% для всех видов товаров вместо рассматриваемых в проекте 50% и 30% для непродовольственных и продовольственных товаров соответственно.

Все вроде хорошо, но в данном постановлении, как и в предшествующем ему проекте документа, снова не был указан непосредственно размер беспошлинного лимита, с превышения которого и начинается действие 30% платежа.

То есть, по сути, документ представил уравнение с одним неизвестным, без знания которого невозможно определить реальный масштаб ожидаемых перемен. А ведь в обсуждениях на СОВАЗ несколько раз поднимался именно этот вопрос, вызванный у общественности рядом конкретных законодательных актов и проектов, явно указывающих на то, что лимит будет пересмотрен, причем в ближайшие сроки.

Напомним, летом 2019 года был опубликован проект правительства, в котором предлагалось снизить льготный беспошлинный барьер для ввоза товаров физлиц международными курьерскими отправлениями до мизерных 25 долларов США, а 2 октября этого же года было опубликовано постановление президента о необходимости в двухнедельный срок пересмотреть ныне существующую норму беспошлинного порога (1000 долларов США в квартал), а именно внести предложения с учетом международной практики по разовой беспошлинной стоимостной и весовой нормам ввоза для международных курьерских отправлений, а также установить ставки сборов при их превышении.

Все это означает, что в ближайшее время льготный барьер будет однозначно пересмотрен и, скорее всего, снижен. А до тех пор, пока размер этого лимита остается неизвестным, рано делать выводы, чем в итоге обернется 30-процентный единый таможенный платеж для населения и остальных участников сферы международных курьерских отправлений – благом или очередным камнем преткновения на пути к развитию электронной коммерции.

Тем более, нужно помнить, что единый таможенный платеж согласно утвержденному постановлению, будет взиматься «независимо от присвоенного ему кода ТН ВЭД и страны происхождения» (Исключения составят алкогольная и табачная продукция, духи и туалетная вода, ювелирные изделия из драгоценных металлов и камней, то есть товары, указанные в приложении №1 к постановлению президента от 6 февраля 2018 года).

Таким образом, рядовые потребители в этом плане будут поставлены в относительно невыгодное положение по сравнению, например, с коммерсантами-предпринимателями, которые ввозят товары для последующей продажи, но за которыми при этом имеется право на целый ряд установленных государством пониженных или даже нулевых пошлин исходя из кода ТНВЭД.

К примеру, ставка таможенной пошлины при ввозе смартфона (код ТНВЭД – 8517 согласно Приложению 1 к ПП-3818 от 29 июля 2018 года) в процентах от таможенной стоимости равна нулю. Сегодня мы можем без уплаты пошлин ввозить смартфоны-телефоны в пределах 1000 долларов в квартал, а если стоимость превышает этот барьер, то мы оплачиваем с суммы превышения 15% НДС и 25 долларов за таможенное оформление (акциз в этом случае не предполагается). А согласно новому проекту постановления, который предлагает как бы «игнорировать» коды ТНВЭД при ввозе товаров физлицами или для физлиц, при превышении беспошлинного барьера потребители будут вынуждены оплатить 30% в части превышения барьера даже по отношению к тем товарам, которые имеют нулевые или пониженные до 5%-10% размеры пошлин.

Право выбора или единый путь в единый реестр?

Теперь касательно выставленного на двухнедельное обсуждение – с 6 по 21 ноября – проекта постановления правительства о создании «Единого реестра операторов и провайдеров почтовых» услуг на базе Министерства по развитию информационных технологий и коммуникаций.

На первый взгляд, документ вроде касается исключительно представителей сферы почтовых и курьерских отправлений. Но если вчитаться повнимательнее, вопрос вступления в реестр сводится к тем самым беспошлинным льготам при ввозе товаров для личного пользования, которыми смогут воспользоваться – внимание – только клиенты почтовых и курьерских компаний, вошедших в Единый реестр.

Цитируем: «Льготы, установленные законодательством по таможенным платежам, за товары, ввозимые в Республику Узбекистан через международные почтовые и курьерские отправления, распространяются только на операторов и провайдеров, включенных в Единый реестр».

Вот вам и добровольное вступление в реестр: если не вступишь –поставишь себя в заведомо неконкурентные условия по сравнению с другими игроками рынка. Достойная альтернатива для предпринимателя. Стоит ли при таких оборотах вообще упоминать в проекте постановления тезис «добровольная основа»?

В целом, в части создания Единого реестра хотелось бы сказать и про его явные плюсы для развития рынка и его чистоты. Основная суть создания реестра понятна – мониторинг и регулирование сферы почтовых и курьерских услуг, которая до настоящего момента регулировалась в основном за счет введения барьеров, досмотров и других ограничительных мер, что в итоге отражалось уже не операторах и провайдерах, а непосредственно на конечных получателях услуг данных компаний, то есть на населении.

Как отмечено в водной части проекта документа, в Узбекистане, помимо национального оператора почтовой связи АО «Узбекистонпочтаси», предоставляющего населению универсальные социальные услуги по фиксированным ценам, отправлением и доставлением почтовых и курьерских отправлений занимаются еще около 200 субъектов частных предпринимателей.

Преимущество этих частных компаний в сравнении с национальным оператором – мобильность, скорость, гибкость и услуга «от двери до двери». Но таможенный комитет и его отдельные службы уже неоднократно указывали на то, что в числе этих компаний есть явные правонарушители, которые завозят коммерческий груз под видом «товаров для личного пользования», чтобы воспользоваться беспошлинными льготами. Как правило, такие компании долго на рынке не задерживаются, но плодятся активно и с завидным постоянством. А единый реестр, безусловно, позволит отслеживать такие компании и их действия.

Невозможно не обратить внимание еще на два интересных пункта в проекте постановления, в которых описаны условия вхождения в Единый реестр.

Первый – о необходимости соответствия определенным критериям почтовой безопасности и наличии технических средств для проверки почтовых и курьерских отправлений. С этим никак не поспоришь. Если компания таким требованиям не отвечает, то она просто не может существовать на рынке почтовых и курьерских услуг, где помимо повседневных отправлений могут оказаться бандероли с запрещенными веществами или биологическим оружием. 

Но, взяв хороший старт, разработчики проекта постановления решили включить еще несколько пунктов, которые все больше и больше сужают рамки для вхождения в реестр.

Например, одним из обязательных условий включения провайдера в единый реестр (Глава II п.7) является наличие договора с оператором почтовой связи, каковым на сегодняшний день является только национальный почтовый оператор «Узбекистонпочтаси». Что это за договор и что он даст курьерским компаниям кроме права войти в реестр, в документе не объясняется. Может быть, и есть какие-то адекватные причины, но пока это похоже на пресловутую господдержку национального оператора.

Дело в том, что на сегодняшний день у курьерских компаний просто нет необходимости обзаводиться договором с оператором почтовой связи, так как компании самостоятельно и оперативно осуществляют экспресс-доставку грузов «до двери» грузополучателя. И поэтому, как правило, курьерские компании заключают нужные им для предпринимательской деятельности договора только с авиакомпаниями, что позволяет, не имея собственных самолетов, обеспечивать из-за рубежа доставку грузов клиентов. А также договора с местами обмена международных курьерских отправлений, где ввозимые на территорию страны грузы проходят обязательный таможенный досмотр и регистрацию. То есть, ты либо сам создаешь материально-технические условия для полного цикла таможенных процедур досмотра, либо идешь туда, где эти условия созданы.На сегодняшний день есть три технически-оборудованных места для обработки МКО (на постах таможенного досмотра на Северном вокзале, в международном аэропорту, а также на расположенном вблизи международного аэропорта посту «Бошпочта» на территории CPT-почта), с которыми на правах договоров сотрудничают курьерские компании.

Именно поэтому представители компаний-провайдеров считают, что необходимо из условий включения в Единый реестр убрать пункт о наличии обязательного договора с оператором почтовой связи, если у самих компаний нет необходимости в заключение такого договора.

И главное, если вступление в «Единый реестр операторов и провайдеров почтовых услуг» будет определять право компаний на таможенные льготы, процессу включения в этот реестр должна быть обеспечена максимальная прозрачность, исключающая любую коррупционную составляющую и любые другие возможности манипулирования со стороны ведомств.

Резида Эрдман

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Новости по теме