Танзила Нарбаева - о чиновниках, избегающих СМИ, о предложении занять пост председателя Сената, о неработающих законах и вырубке деревьев
Блогер Кирилл Альтман в рамках видеопроекта Alter Ego, побеседовал с председателем Сената Олий Мажлиса Узбекистана Танзилой Нарбаевой.
По словам Танзилы Нарбаевой, открытость чиновников, свободное общение с прессой приходит с накопленным опытом.
«Это приходит с опытом. Три года - очень короткое время, произошло резкое падение занавеса и для СМИ, и для народа. Народ соскучился по свободному общению. А чиновники не привыкли к такому общению. За три года, я считаю, мы достигли многого в этой сфере. Но проблем очень много. Нужно время, чтобы чиновники научились. Я думаю, их молодое поколение будет готово к такой работе. И сегодня они с большой охотой идут на общение с прессой и народом. Мы видим это ежедневно и на телевидении, и в СМИ, и в социальных сетях. Есть, конечно, еще чиновники, которые избегают, прячутся, но это - временное явление. Нам нужно еще, как минимум, 3-5 лет», - горит Т.Нарбаева.
По словам председателя Сената, она каждый день наблюдает за социальными сетями и с интересом читает:
«Я каждый день открываю социальные сети и читаю с большим интересом. И для себя делаю замечательные выводы. Люди поднимают те или иные проблемы, значит, мы должны задумываться над тем, что их волнует. Для исправления ситуации мы стараемся принимать нужные постановления. Но есть такая категория людей, которым никогда не угодишь. Люди должны радоваться тому, что хокимият помогает в решении их проблем».
Танзила Нарбаева рассказала о том, что назначение ее на должность председателя Сената, стало неожиданным.
«Для меня это было большой неожиданностью. Я этого совсем не ждала. Потому, что это произошло перед парламентскими выборами. Мы все ожидаем, что избирать нового главу Сената или Спикера, председателей комитетов, надо после выборов. И такие ожидания были у всех. Тем не менее, я с большой благодарностью приняла это предложение. Сенаторы поддержали мою кандидатуру», - делится впечатлениями она.
Т.Нарбаева отмечает, что страна сейчас перешла на новый этап развития:
“К сожалению, в предыдущие годы сложилась такая практика, что роли депутатов и сенаторов не ощущалась. Но сейчас этого нельзя сказать. Сейчас все быстро меняется. Если вы обычный человек, то вам, возможно, неизвестно о деятельности Сената, местных кенгашей. Это и есть огромный недостаток в деятельности депутатов и сенаторов. Они считают, что должны рассматривать вопросы повестки дня, которые им представят, должны за это проголосовать, выступить и высказать свое мнение. И на этом их роль заканчивается. Так было несколько лет назад.
Теперь мы стали сами инициировать отдельные проблемные вопросы и приглашать на заслушивание членов правительства. Раньше такого никогда не было. Министры или председатели комитетов отвечают на вопросы наших сенаторов с трибуны. Механизм создан, он совершенствуется. Через определенное время он покажет свои результаты. Сенат будет работать как настоящий Сенат», - говорит Т.Нарбаева.
По мнению председателя Сената, там, где вырубаются деревья, есть свои депутаты, сенаторы и руководители, и они должны быстро реагировать на ситуацию.
«Вырубка деревьев идет на определенных территориях. Там есть депутаты, сенаторы и руководители. Они могли бы сразу же оперативно отреагировать. Но этого не происходит. Получается, когда люди поднимают вопросы, мы своевременно не реагируем. Мы на заседании Сената тоже сказали, что с одной стороны идет озеленение Приаралья, а с другой стороны мы вырубаем деревья. Это парадокс.
Есть законы, которые запрещают вырубку деревьев, но эти законы необходимо пересматривать. Необходимо ужесточить ответственность за незаконную вырубку деревьев. Мы должны проанализировать, как работают эти законы. И если происходят такие действия, значит, они не работают. Кроме того, ответственность этих людей. Они сами порой не понимают этой ответственности – будь то бизнесмен мебельной промышленности или представитель хокимията, выделяющий землю для строительства. Причиной всего этого служит правовая непросвещенность людей, невыполнение законов, слабые законодательные нормы и отсутствие четкого парламентского контроля над их действием», - продолжает разговор председатель Сената.
О парламентских выборах:
«Партии активизировались, поняли, что нельзя работать по-старому и отставать от демократических реформ, которые происходят в нашей стране. Население поднимает больше проблем, чем политические партии. Поэтому партии сейчас делают выводы. Их программы отличаются друг от друга. Раньше программы невозможно было отличить. У нас больше голосуют за кандидатов. Насколько эти люди известны, настолько они могут какие-то вопросы решать. Но, я думаю, народ очень избирателен. И сейчас он будет очень обдуманно принимать решение», - говорит она.
По словам Танзилы Нарбаевой, реформы сейчас происходят стремительно.
«За всеми этими процессами необходимо создавать прочную законодательную основу. Самая главная проблема, которая меня волнует, - это то, что законы пока не работают. Население должно знать. Они должны уметь требовать их исполнения. Самое главное, исполнители этих законов должны чувствовать ответственность, и исполнение законов должно быть главным для каждого руководителя.
Недавно я посмотрела видео. Корреспонденты Kun.uz беседовали с послом Узбекистана в Турции Алишером Аъзамхужаевым. Наш посол говорит: «Мы привлекаем инвесторов, чтобы они здесь организовывали бизнес-проекты. И получается, отдельные хокимы говорят: «Я – гарант того, что вас никто не тронет. Вы делайте свою работу, создавайте бизнес-проекты, в Узбекистане, а я гарант». Тогда инвесторы отворачиваются и уходят. Они говорят: «В стране, где гарант один человек, нам делать нечего». Это самая большая боль для нас, парламентариев. Потому что в стране должен главенствовать закон. Закон должен быть одинаковым для всех. Он должен работать эффективно и беспрекословно», - говорит она.
Возвращение женщин и детей из Сирии:
«Для их возвращения была проведена очень большая работа с правительствами многих стран. Большие сложности были с вывозом этих людей сюда. Не было полной уверенности в том, что возвращенные женщины не повторят своих ошибок. Те, кто хотел вернуться - вернулись. Они увидели, что там - далеко не рай. Женщины уезжали по различным причинам. У некоторых уезжали мужья, а потом вызывали свои семьи. Бывали случаи, когда женщины знакомились с мужчинами в Интернете и уезжали к ним. Бывали случаи обмана тех, что уезжали на заработки в Российскую Федерацию или другие страны, откуда их переправляли в горячие точки. Журналисты не знают, что делается для этих женщин. Это ошибка нашей системы, они не хотят говорить об этом. Вернувшимся предоставляется возможность, шанс, чтобы они встали на правильный путь. Это - касательно взрослых. А детям дается возможность нормально жить. Это наши дети. Они ни в чем не виноваты».