В Узбекистане планируют ввести новый механизм регулирования цен на лекарства
В целях обеспечения населения и медицинских учреждений доступными и качественными лекарственными средствами и внедрения прозрачного механизма их ценообразования, Антимонопольный комитет провел анализ формирования и регулирования цен на лекарства.
Для детального исследования комитет руководствовался обращениями от потребителей, поступающими в ведомство, итогами выездных приемных, встреч с гражданами, а также результатами проведенных опросов по теме. За 10 месяцев этого года в комитет поступило 248 жалоб от потребителей по вопросам реализации лекарств и изделия медицинского назначения. В 133 случаях (53,7%) заявители сообщали о дороговизне цен на препараты, а также о том, что в разных аптеках стоимость аналогичных лекарств значительно отличается.
Известно, что оптовые и розничные продажи препаратов, как импортируемых, так и приобретаемых у отечественных производителей, независимо от количества торговых дистрибьютеров, не должны превышать 15% от оптовой стоимости для оптовиков и 20% от оптовой стоимости для розничной торговли.
Для использования надбавок в качестве базовой цены препаратов и изделий медицинского назначения используется закупочная цена, которая включает цену контракта на импортные лекарства и медикаменты, таможенные платежи и прочие расходы.
В результате анализа рынка выяснилось, что контракты с поставщиками импортных медикаментов заключались с условием предоставления определенных скидок. В отдельных случаях скидки варьировались от 60 до 80%, что создавало условия для установления искусственно высоких закупочный (контрактных) цен.
И еще, расхождения на внутреннем рынке также связаны с большими скидками предоставляемыми иностранными поставщиками отдельным местным импортерами по обоюдному соглашению. Также уместно отметить, что, если местный импортер заключил «эксклюзивный» контракт с иностранным поставщиком и при этом существует высокий спрос на его продукцию (в том числе за счет известных брендов), то скидки могут быть не такими высокими. В этом случае применяется завышенная первоначального стоимость контракта.
Еще один факт, разница в стоимости на некоторые виды лекарств, по сравнению с соседними странами (Россия, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан) варьируется от 10 до 100%. К примеру, Магний В6 продается в Ташкенте по цене 55-60 тыс.сумов. Средняя цена в Нурсултане и Бишкеке, в пересчете на узбекскую валюту - 40 тыс. сум, в Душанбе - 30 тыс. сум, а в Москве – 36 тыс. сум.
Изучая причины относительно низких цен в других странах было установлено, что в более чем в 30 странах, включая СНГ применяется методы внешнего референтного ценообразования.
Для справки: Методом внешнего референтного ценообразования является формирование цен на основе сравнения цен на лекарства в странах с аналогичным социально-экономическим развитием или географическим расположением.
Например, в некоторых странах (Австрия, Болгария, Италия) в качестве внешних референтных цен принимаются средние цены, а в других странах (Венгрия, Польша, Испания) используется метод наименьшей стоимости. Кроме того, в отдельных государствах (Бельгия, Чехия, Беларусь) внешние референтные цены применяются ко всем видам лекарств, в других (Нидерланды, Россия, Казахстан) референтные цены на определенные виды лекарственных средств.
15 ноября под председательством Шавката Мирзиёева состоялось совещание, посвященное анализу работы по развитию фармацевтической промышленности и обеспечению населения лекарственными препаратами. На встрече глава государства обозначил приоритеты по обеспечению населения и медицинских учреждений страны качественными и доступными лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения.
В связи с этим, предлагается ввести в республике новый, апробированный зарубежным опытом механизм формирования цен на основные виды лекарственных препаратов, а именно формирование внешних референтных цен. Что подразумевает:
- введение единой электронной базы данных лекарств в избранных (соседних) странах;
- рекомендуемые закупочные цены на лекарства будут сравниваться с ценами в соседних странах;
- будет введено требование, чтобы цены на препараты в аптеках не превышали внешние референтные цены;
- импортеры, в том числе местные производители смогут ознакомиться с утвержденными референтными ценами на сайте Министерства здравоохранения и производить в соответствии с ним расчеты на свою продукцию.
В результате внедрения данного механизма будет обеспечено:
во-первых, снижение стоимости препаратов с разницей в ценах до минимума;
во-вторых, предотвращение манипуляции цен со стороны импортеров;
в-третьих, экономия бюджетных средств при государственных закупок лекарственных средств.
В целях исполнения поставленных задач, Антимонопольный комитет совместно с Агентством по развитию фармацевтической промышленности готовит проект нормативно-правового акта о введении механизма внешнего референтного ценообразования на импорт и реализацию лекарств в республике.
Новости по теме
19:21 / 09.11.2024
«Нас уважают как гостей» – почему иностранные студенты для изучения медицины выбирают Узбекистан?
13:59 / 09.11.2024
Шавкат Мирзиёев наградил группу медицинских работников
11:41 / 21.09.2024
МАГАТЭ поможет Узбекистану в подготовке специалистов в области онкологии
11:37 / 11.09.2024