16:40 / 13.12.2019
2
6072
ЕАЭС: «каменистая дорога» на пути к интеграции
Фото: eurasiancommission.org

Спикер Совета Федерации РФ Валентина Матвиенко во время визита в Ташкент в октябре (еще до встречи с президентом), с помощью игры слов (нарочно, либо поспешив) заявила о том, что Узбекистан намерен вступить в Евразийский экономический союз (ЕАЭС). Эта поспешность, которая в обыденном разговоре, возможно, ничего не стоит, в политике была расценена некоторыми экспертами как давление на Узбекистан, «медлящий» со вступлением в союз.

Фактически, такого давления или «материального стимулирования», кажется, не избежали и другие государства, уже вошедшие в союз. «Решение стран-членов присоединиться к ЕАЭС могло быть результатом принуждения и взяток со стороны Москвы», - говорится в отчете Европейской парламентской Службы исследований (2017).

Например, соглашение о вступлении в ЕАЭС Кыргызстана предусматривало создание российско-кыргызского фонда в размере 1 млрд. долларов США, кроме того, РФ простила Кыргызстану долг в размере 300 млн. долларов США.

Армении Россия предоставила 30-процентную скидку на природный газ. Более того, учитывая отношения Армении с соседним Азербайджаном и Турцией, можно предположить, что военная и политическая поддержка Россией Еревана была решающим фактором. Что касается Беларуси, то эта страна для развития своей экономики опирается на российскую нефть и газ, а также на кредит в размере 2 миллиарда долларов от Евразийского банка развития.

Кроме того, учитывая очень большое количество граждан стран-членов союза, работающих в России, «упоминание» об этом Кремлем, конечно, является дополнительным «стимулом» для этих стран. Ведь, к примеру, 32,2% ВВП Кыргызстана приходится на мигрантов (данные за 2017 год). Этот показатель составляет 40% в Таджикистане и около 15% - в Узбекистане. В некоторых российских источниках кыргызам открыто заявляли, что отказ от членства в союзе приведет к ограничению прав кыргызских мигрантов в России (Aslund, 2013). Учитывая, что денежные переводы составляют одну треть валового внутреннего продукта Кыргызстана, можно утверждать, что это весьма «чувствительно» для правительства Кыргызстана (Putz 2015).

Напротив, такие страны как Украина, Грузия и Молдова, которые решили интегрироваться с ЕС вместо ЕАЭС, столкнулись со штрафными санкциями: в декабре 2013 года мы стали свидетелями ситуации в Украине, которая отказалась от членства в ЕАЭС, несмотря на предложение России о покупке украинских государственных облигаций на сумму 15 млрд долларов. На товары из Грузии и Молдовы объявлено эмбарго.

Использование Россией такой тактики, - как заявила экс госсекретарь США Хиллари Клинтон, - свидетельствует о том, что ЕАЭС - это геополитический проект, в первую очередь направленный на то, чтобы удержать бывшие советские республики на орбите Москвы и уменьшить влияние Запада.

Геополитическое значение ЕАЭС было подтверждено заявлением Путина в 2011 году. Когда он, отрицая любые намерения восстановить Советский Союз, тем не менее отметил, что целью является превратить ЕАЭС в «современный мировой полюс», объединяющий государства. Эта идея была связана с его внешнеполитическими амбициями, которые, по его мнению, позволили бы России стать равноправным партнером с Западом в глобальном мировом порядке, в котором доминируют США. Другими словами, Путин также хотел иметь свою «зону контроля».

Таким образом, исходящие от Кремля различные сообщения о якобы вступлении Узбекистана в ЕАЭС, при том, что правительство Узбекистана не принимало такого решения и пока никаких заявлений не сделало, можно объяснить "поспешностью".

Думаю, что правительство Узбекистана продемонстрирует сильную политическую волю в решении этого вопроса и будет руководствоваться принципами национального суверенитета.

Подготовлено на основе отчета Европейской парламентской Службы исследований «ЕАЭС: «каменистая дорога» на пути к интеграции». 

Валижон Туракулов,

Университет Инха, кандидат наук в сфере
международной торговли

Пройдите авторизацию чтобы Вы могли оставить комментарий
Top