Что меняется в государственном бюджете? Интервью с представителем Министерства финансов
Президент Республики Узбекистан 9 декабря подписал закон о государственном бюджете на 2020 год. Это впервые в истории Узбекистана: государственный бюджет и бюджеты государственных целевых фондов были утверждены законом, подготовленным в соответствии с современными стандартами с подробной информацией.
Чтобы узнать побольше об этом законе и получить ответы на ряд вопросов, мы взяли интервью у первого заместителя главы управления Министерства финансов Шерзода Мухамедова.
- Шерзод Дилмуродович, расскажите, как будут распределены бюджетные полномочия между участниками бюджетного процесса в 2020 году?
- Спасибо за ваш вопрос. Действительно, с 2020 года государственный бюджет был впервые принят в форме закона. То есть полномочия участников государственного бюджета с утверждением этого закона, существенно изменены. Из этого закона вытекает, что с 2020 года полномочия контроля над государственным бюджетом, формирование государственного бюджета, распределение и утверждение государственного бюджета перешли к палатам Олий Мажлиса. В то же время расходы государственного бюджета сейчас утверждаются в разрезе министерств и ведомств, а не отраслей. Вы также можете видеть, что согласно Приложению 5 этого закона, расходы республиканского бюджет утверждаются в разрезе 56 министерств и ведомств, включая текущие расходы каждого министерства (в текущие расходы входят заработная плата и приравненные к ней платежи, коммунальные платежи, расходы на содержание и капитальное строительство или инвестиции), которые указаны раздельно.
- В чем была необходимость придания бюджету законодательную форму? Не могли бы вы рассказать нам об этом?
- Как известно, ранее госбюджет утверждался постановлением президента. В этом году впервые принят закон (№ЗРУ-589 от 9 декабря).
Еще в прошлом году указом Президента Республики Узбекистан от 22 августа 2018 года № ПП-3917 было установлено, что государственный бюджет на 2020 год будет утвержден в форме закона. Был изучен опыт развитых стран, где государственный бюджет утверждается законом. В ходе разработки этого закона международные эксперты, в том числе эксперты Международного валютного фонда, отметили, что этот законопроект был разработан и полностью соответствует международным стандартам.
- Каковы преимущества утверждения государственного бюджета в форме закона?
- Утверждение государственного бюджета в качестве закона, прежде всего, значительно увеличит парламентские полномочия по исполнению государственного бюджета, то есть подотчетность министерств и ведомств, их подотчетность парламенту, то есть палатам Олий Мажлиса. Государственный бюджет - это средства народа. Представители парламента - депутаты, как представители народа, теперь будут иметь право распределять эти средства и получать отчеты от министерств и ведомств об использовании этих средств.
- Закон содержит такие понятия, как распорядители бюджета первого уровня, распорядители второго уровня и территориальные распорядители бюджетных средств. Расскажите нам о них. Как эти участники участвуют в составлении бюджета?
- Закон вводит такие понятия, как распорядители бюджета первого уровня, распорядители второго уровня и территориальные распорядители бюджетных средств. Каковы эти понятия? Распорядителями бюджета первого уровня являются министерства и ведомства, утвержденные в статье 5 настоящего Закона. Каждое министерство и ведомство теперь является первостепенным распределителем бюджета. Распорядители бюджета второго уровня - это организации, закрепленные за распределителями бюджета первого уровня. То есть, организации при Кабинете Министров. Например, мы можем рассматривать организации Министерства здравоохранения в качестве вторичных распределителей бюджета. Территориальными распорядителями бюджетных средств являются управления и организации, которые получают финансирование непосредственно из регионов, то есть из местных бюджетов. Например, Управление народного образования, Управление здравоохранения или Управление дошкольного образования, финансируемые городом Ташкентом, являются получателями регионального бюджета.
- Настоящий Закон определяет ограниченную сумму внешнего долга от имени Республики Узбекистан и под гарантию Республики Узбекистан. Зачем нужно устанавливать такие ограничения?
- Действительно, проблема, которая вызывает интерес у всех наших граждан и вызывает много вопросов, - это значительный рост внешнего долга страны. Например, к концу 2019 года наш внешний долг, по прогнозам, почти удвоится по отношению к 2017 году. В связи с этим ростом, теперь установлены некоторые ограничения по внешнему долгу, чтобы использовать средства более рационально и обеспечить целевой характер их использования. В 2020 году правительственные гарантии будут установлены на уровне 4 млрд долларов США, а финансирование из госбюджета правительственных программ – на уровне 1,5 млрд долларов США. Мы считаем, что это приведет к ограничению внешнего долга и более эффективному использованию средств.
- В ходе обсуждения законопроекта о бюджете сенаторы выразили несогласие с тем, что внешний долг считается в долларах США, а не в национальной валюте. Это сохранилось в подписанном варианте закона. Как вы прокомментируете это в качестве эксперта?
«Во всех странах государственный, то есть внешний долг исчисляется в долларах США, и мы думаем, что это нормально. Если мы будем считать сумму внешнего долга в сумах, то колебания обменного курса сума по отношению к доллару США могут отрицательно повлиять на исполнение прогнозов внешнего долга, или на планируемые показатели инвестиций или иностранных средств. Поэтому сумма внешнего долга и его лимиты устанавливаются в долларах США.
Новости по теме
18:20 / 21.11.2024
Как будет покрываться дефицит бюджета в 2025 году?
15:30 / 04.11.2024
Выявлено 177 миллиардов сумов перерасхода и незаконного использования бюджетных средств
13:07 / 21.10.2024
За 9 месяцев из средств бюджета на заработную плату и пособия похищено 5,2 млрд сумов
12:40 / 23.08.2024