Итоги Ташкентского саммита: оценки китайских экспертов
Прошедшая в Ташкенте 29 ноября вторая консультативная встреча лидеров государств Центральной Азии остается в центре внимания экспертов ведущих исследовательских центров Китая.
Такой интерес китайских аналитиков к центральноазиатским процессам, которые в последние три года приобрели совершенно новую качественную динамику, является неслучайным, учитывая непосредственное соседство региона с КНР, тесное взаимодействие с четырьмя государствами региона в рамках Шанхайской организации сотрудничества и инициативы «Один пояс, один путь».
В частности, аналитик Института социального развития Евразии при Госсовете КНР (ИСРЕА) Сюй Тао подчеркивает, что данная встреча является продолжением инициативы Президента Ш.Мирзиеева о созыве регулярных встреч лидеров стран Центральной Азии в ноябре 2017 года. Узбекистан взял на себя инициативу по улучшению отношений с соседними странами и проведению консультаций по вопросам границ, водоснабжения и транспортных коммуникаций.
По оценкам Сюй Тао, выдвинутые узбекским лидером предложения, такие как проведение Центральноазиатского инвестиционного форума и первого заседания торгово-промышленных палат стран Центральной Азии, а также создание регионального Совета по транспортным коммуникациям, будут способствовать выходу межгосударственного экономического сотрудничества стран региона на качественно новый уровень.
Сотрудник Китайской академии общественных наук Су Чан считает, что инициативы президента Шавкат Мирзиёева отражает следующие особенности.
Во-первых, они олицетворяет решимость и активность Узбекистана, стремящегося внести свой вклад в общее процветание центральноазиатских государств. Многие проблемы в Центральной Азии требуют совместных решений стран региона в силу того, что они исторически связаны общей судьбой. Успех и совместное развитие возможно только в том случае, если центральноазиатские государства объединят свои усилия. В этом контексте Су Чан подчеркивает, что президент Шавкат Мирзиёев очень четко об этом сказал в период выборов в декабре 2016 года. С момента своего избрания на пост главы Узбекистана узбекский лидер внес значительный вклад в улучшение межгосударственных отношений в Центральной Азии и ее развитие в целом.
Во-вторых, инициативы и предложения президента Узбекистана отвечают интересам всех пяти стран Центральной Азии и соответствуют планам их развития. Все государства Центральноазиатского региона заинтересованы в углублении сотрудничества в сферах торговли, экономики, инвестиций, транспорта и энергетики.
В-третьих, инициативы Шавкат Мирзиёева, выдвинутые на Ташкентском саммите лидеров стран Центральной Азии, отражают гибкость и прагматичность внешней политики Узбекистана. Предложения узбекского лидера вновь подтвердили, что усилия Ташкента направлены на укрепление взаимовыгодных отношений с соседними странами, придание большей динамики многостороннему сотрудничеству на международном и региональном уровнях.
Эксперт Института России, Восточной Европы и Центральной Азии Чжан Нин считает, что Ташкентский саммит глав государств Центральной Азии стал одним из самых важных событий в регионе в 2019 году. Узбекистан вновь играет особую роль в Центральной Азии, объединяя веру и силу пяти центральноазиатских государств. Предложения и инициативы лидеров стран Центральной Азии по дальнейшему углублению сотрудничества являются весьма конструктивными. Если они будут осуществлены, региональное сотрудничество в Центральной Азии будет иметь большие перспективы.
Новости по теме
13:47 / 12.11.2024
Военные Узбекистана и Казахстана начали совместные учения
13:46 / 12.11.2024
В Узбекистане работают над законом о запрете ЛГБТ-пропаганды
12:13 / 12.11.2024
Узбекистан намерен привлечь 2,5 млрд долларов инвестиций саудовских компаний
10:44 / 09.11.2024