Узбекистан | 11:30 / 26.12.2019
10131
10 минут чтения

О неправильных диагнозах или убивает ли НДС малый бизнес?

Начну с одного комментария в Facebook под постом, посвященным вопросу расчета НДС: «Не разбираюсь во всех этих налоговых калькуляциях, но, судя по реакциям организаторов малого бизнеса, НДС очень сильно бьет по ним, уничтожая их и создавая благоприятные условия только для больших игроков».

Что смущает меня в данном комментарии? Автор обозначает проблему, но неправильно описывает ее причины. А это чревато... Думаю, не надо быть врачом, чтобы понимать важность постановки правильного диагноза. Именно поэтому не стоит заниматься самолечением (если нет соответствующей медицинской квалификации) или доверяться неграмотным врачам. «Правильное» лечение при неправильном диагнозе может убить пациента, а не помочь ему.

Проблемы перехода на НДС

В чем проблема многих предприятий, перешедших в 2019 году на НДС (многих, но далеко не всех, часть предприятий выиграла, причем не обязательно крупных)? Для них налоговая нагрузка возросла. А так как она возросла после перехода на НДС, который и является самым затратным налогом, то отсюда простой вывод: «во всем виноват НДС». Это все равно что при болезни главную ее причину видеть в повышении температуры. Между тем неправильный диагноз, как мы уже выяснили, ведет к неправильному лечению.

В нашем случае ситуация усугубляется тем, что некоторые люди, которые должны были помочь бизнесу поставить правильный диагноз (бухгалтера, налоговые консультанты), в силу своей некомпетентности и/или личной заинтересованности (в их бизнесе НДС не выгоден; бухгалтерам считать ЕНП проще, чем НДС) только «подбрасывают дровишки» в «костер» невежества и мракобесия, постоянно восклицая: «Во всем виноват НДС, я же вас предупреждал (предупреждала)!». Подчеркиваю, речь идет не о всех специалистах сектора финансовых услуг, ни в коем случае, а только об отдельных недобросовестных и/или неквалифицированных их представителях.

Вернемся к постановке диагноза. На самом деле бизнес страдает не от НДС, а от высокой налоговой нагрузки и ее неравномерного распределения между предприятиями разных режимов и даже между отдельными субъектами (есть индивидуальные льготники).

Сам по себе перевод значительного количества (десятков тысяч) предприятий с ЕНП на НДС – шаг, безусловно, прогрессивный, так как ЕНП, как и другие налоги с оборота, – убийцы специализации, общественного разделения труда, а, следовательно, убийцы будущего нашей экономики. Без налоговой реформы, мы обрекли бы экономику Узбекистана на дальнейшее прозябание и роль вечного сырьевого придатка мирового хозяйства.

Другое дело, что реформа была проведена (скажем мягко) далеко на самым идеальным образом, что и привело к дополнительным трудностям для многих предприятий.

Вопреки настоятельным рекомендациям специалистов:

– были сохранены многочисленные льготы и исключения при уплате НДС и других налогов, что привело к разрывам в цепочке уплаты НДС (и к увеличению налоговой нагрузки по этому налогу, в некоторых случаях очень даже значительному), а также к сохранению неравенства в распределении налоговой нагрузки;

не была снижена ставка НДC (согласно первоначальной версии налоговой концепции ее надо было снизить с 20 до 12%), в результате чего во многих отраслях сохранился разрыв в налоговой нагрузке между упрощенным и общим режимами налогообложения, что ставило предприятия, перешедшие на общий режим, в неравные условия по сравнению с предприятиями упрощенного режима;

– не было проведено упрощение механизмов уплаты, расчетов и отчетности по НДС и по налогу на прибыль (который по первоначальной версии налоговой концепции планировалось вообще ликвидировать, но, увы, этого не произошло);

– были внедрены разного рода нововведения, препятствующие проведению реформы, типа упрощенного НДС и дифференцированных ставок ЕНП;

– почти ничего не было сделано для устранения разрыва цепочек уплаты НДС в секторах, закупающих продукцию в сельском хозяйстве (общепит и переработка сельхозпродукции);

– ничего не было сделано для смягчения удара перехода на НДС для отраслей, в которых нет зачета, а это прежде всего сфера услуг для населения (в этих отраслях НДС практически превращается в налог с выучки);

– не были предприняты меры по ликвидации сохраняющегося разрыва в нагрузке между общим и упрощенным режимами налогообложения;

– не была должным образом проведена подготовка к новым правилам и переобучение налоговых работников и бухгалтеров (в том числе потому, что новые правила были объявлены буквально накануне начала реформы – еще один «косяк» при реализации реформы).

И как результат, значительная часть бизнеса пострадала от налоговой реформы.

Правительство корректирует налоговую реформу

Это поняли в том числе и в правительстве. Поэтому с середины 2019 года идет корректировка реформы в сторону решения вышеуказанных проблем:

– НДС наконец снижен до 15%;

– льготы и исключения старательно ликвидируются;

– от некоторых «гениальных» задумок типа УНДС отказываются;

– уплата НДС «электронизируется»;

– начинают работать механизмы возврата НДС (раньше возвратить НДС можно было только при экспорте);

– аграрный сектор частично переводится на НДС.

Соответственно ситуация для предприятий – плательщиков НДС улучшается.

Но многие проблемы остаются. И решать надо именно эти проблемы, а не верить шарлатанским утверждениям о вредности НДС вообще.

Не всегда все так плохо, как кажется

Кроме того, во многих случаях бизнес может ошибаться по поводу его «страданий». Дело в том, что для того, чтобы понять реальную налоговую нагрузку при уплате НДС, недостаточно сделать расчеты по одному предприятию. Необходимо просчитать всю цепочку создания добавленной стоимости. А если цепочка длинная, то переход на НДС может наоборот уменьшить налоговую нагрузку. Сокращение налоговой нагрузки произойдет также в тех случаях, когда отдельные участники цепочки и до реформы платили НДС (по значительной части стоимости конечного продукта), но далее в цепочке взять его в зачет было невозможно. Тогда и в этом случае цепочка выигрывает.

Так вот, если на ваше предприятие налоговая нагрузка возросла, но цепочка в целом при этом выиграла, то следующим после вас звеньям цепочки выгодно купить ваш товар с НДС пусть и по более высокой цене, чем без НДС. Соответственно цепочка компенсирует ваши возросшие налоговые издержки. Конечный же покупатель получит товар по более низкой цене, а, следовательно, скорее всего, возрастет спрос на продукцию цепочки, а, значит, и на вашу продукцию.

Выводы для бизнеса

1. Не занимайтесь «самолечением», не доверяйте «экспертам», неспособным ставить грамотные диагнозы. Просчитайте налоговую нагрузку не только по вашему предприятию, а по всей цепочке уплаты НДС. Может оказаться, что «не так страшен черт, как его малюют» и цепочка от перехода на новые правила на самом деле получила выигрыш (или не так сильно проиграла, как кажется). Это тем более актуально в связи с тем, что многие ошибки, допущенные в начальный период реформы, сейчас устраняются.

2. Боритесь не с формами проявления «болезни», а с ее причинами. В нашем случае проблема не в НДС, а в ошибках, допущенных при его внедрении, а также в наследстве, доставшемся нам от старой налоговой системы. Часть из этих проблем уже решены, другую часть надо решать совместными усилиями.

Борьба же с ложными причинами «болезни», а, тем более, жалобы на «нехороший НДС» ваших проблем не решат. Непонимание же сути этого налога и того, как он оплачивается в рамках всей цепочки, чреваты потерями для вашего бизнеса. Невежество никому еще пользы не приносило.

Юлий Юсупов

Новости по теме