Точка зрения: Правительство должно объявить в стране чрезвычайное положение
С ростом опасности распространения коронавирусной пандемии, в ряде стран мира было объявлено чрезвычайное положение. На самом деле, меры, принимаемые специальной правительственной комиссией Узбекистана, мало чем отличаются от мер, принимаемых в условиях режима ЧП. Так, есть ли польза для народа и правительства в том, чтобы объявить ЧП в нашей стране?
Под чрезвычайным положением понимается комплекс мероприятий по предупреждению угрозы жизни и здоровью граждан и конституционному строю в целом, в соответствии с которыми по всей стране или на отдельных её территориях, для всех организаций, находящихся в стране, может устанавливаться особый правовой режим, предусматривающий меры по ограничению свобод населения, общественных объединений, а также по возложению на них дополнительных обязанностей и ответственности за их соблюдение.
При объявлении ЧП, у государства появляется возможность более оперативного реагирования для достижения целей по предотвращению определенных угроз. В частности, достигается независимость в финансово-бюджетном урегулировании, связанном с борьбой с возникшими угрозами. Кроме того, можно устанавливать временный порядок, не предусмотренный действующим законодательством.
Во-первых, для предотвращения риска заражения вирусом есть возможность обойти бюрократические препоны в деле мобилизации имеющихся ресурсов и техники. Так, например, бюджетные средства давно распределены и возможности направлять на разные цели деньги из «внутреннего кармана» - не особо широки. При объявлении же ЧП повышается свобода управления правительством бюджетными средствами и финансами из других источников. Кроме того, при мобилизации имеющейся техники и рабочей силы будет преодолена межотраслевая бюрократия.
Во-вторых, при достаточно широком распространении вируса, правительство может ограничивать личные права и свободы граждан. Это может быть связано с тем, что за нарушение правил карантинных мероприятий, например за нарушение порядка нахождения в местах скопления граждан, граждане могут быть наказаны. С одной стороны, подобные меры можно оценивать как нарушение прав и свобод человека. Поэтому, после введения режима ЧП в государстве и обществе вводится «ручное управление». В этом случае, не требуется одобрение парламента, а декреты на время особого периода принимаются специальной правительственной комиссией. Законы и правила, действовавшие до сих пор, могут быть отменены или скорректированы декретами этой же специальной комиссии.
В-третьих, на практике некоторых государств, и в соответствии с международными нормами, военные, в частности Вооруженные силы страны, не могут быть использованы для внутренних дел. Несмотря на это, при режиме ЧП, государство может мобилизовать силы армии для оказания помощи местным властям и учреждениям. В качестве примера может служить организация медицинских госпиталей, охрана карантинных территорий и установление постов для обеспечения спокойствия граждан.
Итак, на фоне борьбы с распространением коронавирусной пандемии, правительство вынуждено принимать сложные решения, однако ее условия и возможности могут быть расширены путем объявления режима ЧП. Вирус наносит сильный удар не только по населению, но и по экономике страны. В то же время, правительство должно стремиться как к обеспечению здоровья и спокойствия населения, так и к снижению вреда, наносимого экономике.
Алишер Рузиохунов
перевод Вадим Султанов
Новости по теме
19:44 / 05.07.2021
В Бухаре несколько детсадов закрыли на карантин. У 22 человек обнаружен коронавирус
17:53 / 05.07.2021
Эксперт рассказал, как отличить обычную головную боль от «коронавирусной»
11:51 / 05.07.2021
Новыми жертвами COVID-19 в Узбекистане стали еще 4 человека
09:44 / 05.07.2021